Новый год – последняя соломинка для кондитеров. Весь 2012 г. продажи разнообразных мучных изделий и сладостей в РФ шли ни шатко, ни валко. Население разлюбило плюшки, пирожные и торты. Кто-то начал следить за фигурой, но большинству сладости стали не по карману.
Удар по калориям
Часто можно услышать: всё сладкое приносит огромные деньги. В принципе так и есть. РФ – одна из самых сластолюбивых стран, разнообразных кондитерских изделий – от вафель до конфет – у нас продаётся на 580 млрд. руб. в год! За год расходится 3 млн. т, или более 20 кг на душу населения. Только выживать производителям кондитерки становится всё сложнее. Да и в мире этой промышленности несладко, продажи год от года падают. Вдобавок в ЕС началась борьба с излишне калорийной пищей, в нескольких странах ввели налоги на мучное и шоколад.
Хотя ещё несколько лет назад шоколадный бизнес считался привлекательным во всех отношениях. В мировом масштабе конфеты и пирожные приносят гораздо больше денег, чем, например, торговля бриллиантами. Судите сами: годовой оборот знаменитой алмазной монополии «Де Бирс» – 7 млрд. долларов. Тогда как король международного шоколадного рынка – корпорация «Марс» – за прошлый год заработала 22 млрд. долларов. Её ближайшие конкуренты – компании «Ферреро», «Крафт Фудс» и «Нестле» – за счёт сладостей обогатились на 9–10 млрд. долларов. Весь мировой рынок сладкого оценивается в 150 млрд. долл. в год.
Пятнадцатая часть приходится на Россию. Половину сладких продаж в нашей стране обеспечивают шоколад и конфеты, остальное – мучные изделия, прежде всего – печенье. Его у нас выпускают так много, что хватает и себе, и на экспорт в соседние страны. Россия – крупнейший мировой поставщик печенья, в нынешнем году за рубеж ежегодно отправляют по 25–30 тыс. т этой сладости. Основные покупатели – Казахстан и Азербайджан.
Кстати, бурная циркуляция сладостей идёт внутри РФ. Есть шоколадные регионы доноры, есть – получатели. Крупнейшие заводы-производители сосредоточены в Ленинградской, Владимирской, Кемеровской, Московской и Белгородской областях. В то же время у Татарстана, в Башкирии и на Дальнем Востоке – почти нет своей кондитерской промышленности. Приходится возить сладости за тысячи километров.
Приятно, что российское печенье ценят даже на Кавказе. Но основную прибыль кондитерам приносит не выпечка, а шоколадные изделия. В этом плане 2011 г. стал переломным. Видимо, население бережёт зубы, поэтому всё меньше хрустит традиционной для нашей страны карамелью. Взамен всё чаще покупает шоколадные конфеты. Потребление шоколадных плиток в РФ почти достигло европейского уровня – 5–6 кг на человека в год. Для сравнения: в Китае за год съедают только 100 г шоколада на каждого жителя.
Плиточный бизнес у кондитеров – самый сладкий. Норма прибыли там такая же высокая, как у производителей пива и сигарет. Поэтому и судьба российского шоколадного рынка в точности повторила путь, который прошли многие алкогольные и все табачные предприятия. Представители кондитерского бизнеса не устают повторять: 97% сладостей в РФ – собственного производства, доля импорта ничтожна. На деле картина не так проста.
Бобовые войны
Нашу сладкую поляну давно поделили те же шоколадные корпорации, которые правят бал на мировом рынке. Например, американская компания «Марс» владеет пятью российскими фабриками. Её заводы выпускают каждую седьмую сладкую плитку в РФ. Швейцарской «Нестле» принадлежат семь предприятий, «Крафт Фудс» – три, включая шоколадные фабрики в Покрове и городе Чудово. Хотя – есть исключения. Самые известные шоколадные заводы старой закалки – «Рот Фронт», «Бабаевский» и «Красный Октябрь» устояли перед натиском зарубежного капитала. Они создали группу Объединённые кондитеры, которая остаётся крупнейшим производителем сладостей не только в РФ, но и в Европе.
Войны за контроль над российским кондитерским рынком бушуют с 1995 г., и конца им не видно. Но сейчас – наступило временное перемирие. Дело в том, что у всех кондитерских предприятий, не важно, в чьей они собственности, обнаружилась общая громадная проблема. Основной компонент шоколада – какао, которое приезжает из субэкваториальных стран. В последние два года спекуляции на мировых биржах перекинулись на продукты питания, и началось какао-кофейное безумие. Цены на шоколадный порошок подскочили с 2 до 4 тыс. долл. за тонну. Это самая высокая отметка за последние 32 года. Кофе тоже преподнёс неприятный сюрприз. За несколько месяцев цена выросла с 3,5 до 5 тыс. долл. за тонну. Для сравнения: в 2002 г. тонна кофе стоила 1,2 тыс. долл., в 2009 г. – 2,8 тыс. долларов. Всё это не пошло на пользу ни ценам на сладости, ни их качеству.
С другой стороны, стоимость второго важнейшего ингредиента кондитерских изделий – сахара – не устаёт радовать. За год российская кондитерская промышленность съедает 1,1 млн. т этого сырья. Для сравнения: импорт какао-бобов в РФ – менее 100 тыс. т в год. Последние несколько лет урожайность сахарной свёклы в России росла, посевные площади под неё увеличивались. Летом 2011 г. благоприятные обстоятельства сошлись воедино: собрали небывалый урожай в 40 млн. т, из которых выпустили 4,3 млн. т сахара. Дошло до того, что в Краснодарском крае и Ставрополье сотни тысяч тонн свёклы месяцами лежали на полях – перерабатывающие заводы оказались не готовы принять такой огромный вал сырья. Но в итоге – завалы разгребли. С 2011 г. РФ не только полностью обеспечивает себя сахарным песком, но начала его экспорт. Впервые – с царских времён!