Что в РФ умеют делать хорошо, так это – деньги. Правда, не столько зарабатывать, сколько печатать. Буквально пару дней назад была ликвидирована крупнейшая в стране сеть фальшивомонетчиков. Умеет печатать деньги и государство. А это, между прочим, одно из самых высокотехнологичных производств!
На мировом рынке качественные купюры – ценный валютный товар. Гознак, которому в 2013 г. исполнится 195 лет, получает немалый доход, выпуская банкноты по заказу 15 стран. В Индии, Камбодже, Сирии, Индонезии и даже частично в Китае хрустят местной валютой российского производства.
К тому же, деньги – дело политическое. Между регионами идёт негласное соревнование за то, чьи именно памятники или местные достопримечательности украсят деньги того или иного номинала.
Разорительная копейка
Когда в начале 1990-х рухнули все производства, одно – гарантированно не простаивало. Фабрики Гознака, вот уж что пахало в три смены во времена галопирующей инфляции. Тогда РФ вышла на лидирующие мировые позиции по части бесперебойной работы печатного станка. По некоторым данным, каждые сутки допечатывали более 100 млрд. рублей. Как следствие, ежедневно за ворота печатных предприятий выезжали шеренги броневиков, вывозившие десятки тонн всё новых и новых купюр.
Вообще на Гознаке знают, деньги – дело тяжёлое. Вот официальная цифра: в 2012 г. только на экспорт РФ отгрузила 2 тыс. т денежной массы. Конечно, населению такое трудно представить. С учётом типичного размера российской зарплаты кошелёк явно не тянет карман среднестатистического гражданина. Другое дело, когда ты один из 10 тыс. российских специалистов, для которых печатать дензнаки – профессия.
Взять классический вопрос – сколько весит миллиард? Эксперты объясняют – зависит от серии банкнот. Например, вес тысячной купюры новейшего образца – чуть более грамма. Значит, миллиард тысячными потянет на тонну. В принципе можно вывезти в легковушке. Но, если разменять миллиард по рублю (вес монеты – 3 г), – придётся подгонять товарный состав и засыпать в вагоны монеты весом 3 тыс. тонн.
Кстати, штамповка мелочи – дело дотационное, приносит государству сплошные убытки. Просто засада: монетные металлы дорожают, тем временем деньги – дешевеют. В конце концов Центробанк прорвало. Ведомство призналось: себестоимость чеканки пяти копеек в 14 раз выше номинала монеты! Примерно такое же соотношение по одной копейке. Один лишь металл стоит в 3–7 раз дороже самой монеты. И это – самые дешёвые монетки на стальной основе. Ещё накладнее «цветная» мелочь номиналом от 10 копеек до пяти рублей. В итоге изготовление монет влетает бюджету в копеечку. В прошлом году на штамповку монет государство потратило более 8 млрд. рублей!
С экономической точки зрения – абсурд. Потому что вся ходящая по РФ рублёвая мелочь стоит 5,7 млрд. рублей. Это примерно по 40 руб. на каждого жителя страны. Зато общий вес монет – 150 тыс. т, то есть – по килограмму на нос! Заморожен гигантский объём металлов. «В России – 6,8 триллиона рублей наличных денег. Примерно 6 миллиардов банкнот и 53 миллиарда монет. 75% монет приходится на номиналы меньше рубля. Десятикопеечных монет – 20 миллиардов штук, что даёт 41 тысячу тонн. Ещё по 15 тысяч тонн с лишним – пяти- и пятидесятикопеечные монеты. Более 11 тысяч тонн – однокопеечные. Всего на мелочь номиналом менее рубля ушло 83 тысячи тонн меди, латуни и никеля», – подсчитал финансовый аналитик Артём Ейсков.
Надо сказать, рассказ Центробанка о невероятной убыточности монеток – признание редкое. Обычно на вопросы о себестоимости денег специалисты отвечают уклончиво. Оказывается, это секретная информация. Понятно, с бумажными деньгами дела обстоят лучше. Но насколько? «Все цены, начиная от стоимости одной банкноты и кончая стоимостью всего выпуска, – закрытая информация. Могу ответить: самые дешёвые банкноты на мировом рынке, если их стоимость перевести в рубли, обошлись бы примерно в 600–700 рублей за тысячу штук. Но это самые дешёвые деньги, с минимальной защитой. Самые дорогие стоят дороже 3 тысяч рублей за тысячу штук», – рассказывает генеральный директор ФГУП Гознак Аркадий Трачук.
Валютные ловушки
Самый большой секрет – рецепты производства денег. Защита купюр сама, в свою очередь, защищена десятками патентов. Разумеется – закрытых. Российские купюры – национальная гордость. На Гознаке рассказывают: технологиями производства банкнотной бумаги владеют только 15 государств. Искусством создания на банкнотах таких непростых степеней защиты, как цветопеременный муар и ныряющая металлизированная нить, владеют менее 10 стран.
Высоким качеством купюр, как ни парадоксально, РФ во многом обязана фальшивомонетчикам. Таких в РФ немало: по статистике, ежегодно банки вылавливают более 120 тыс. поддельных купюр. Нужен недюжинный талант и годы кропотливой работы, чтобы освоить производство качественных подделок, повторяющих фактуру настоящих денег и большинство степеней их защиты. Сотрудники одного из самых закрытых российских институтов – НИИ Гознака, сравнивают современные купюры с гробницами фараонов. На пути к сокровищам фальшивомонетчиков подстерегают десятки тайных ловушек.
Правда, многие секреты уже разгаданы. Профессиональные фальшивомонетчики давно научились воспроизводить водяные знаки, замешивать в бумагу разноцветные волоски и подделывать магнитные полоски. Они повторили особую «денежную» бумагу, которая не светится в ультрафиолетовых лучах, освоили «инфракрасные» метки и овладели печатью флуоресцентными красками.
Перед фальшивомонетчиками пала даже считавшаяся неприступной технология микропечати. Под микроскопом можно разглядеть, что многие элементы шрифта на купюрах, кажущиеся невооружённому глазу сплошными линиями, на деле составлены из крошечных рельефных точек. Считалось, что повторить их обычными типографскими методами невозможно. Но пару лет назад милиция выловила партию поддельных 500-рублёвых купюр с микропечатью.
Гознаку не остаётся ничего иного, как добавлять в купюры всё новые степени защиты. Только за последние несколько лет он запатентовал 20 новых разработок. Несколько лет назад на российских деньгах появилась особая краска, способная плавно менять цвет под разными углами зрения. Это создаёт так называемый эффект муара.
Хрустящий самородок
Один из самых охраняемых государственных секретов – состав бумаги, на которой печатают деньги. У каждой страны – свой рецепт. Известно, что в ЕС деньги делают из целлюлозы, в США – из смеси древесины и пластика, у нас – из хлопка с добавлением пеньки.
Состав бумаги постоянно совершенствуется. «Мы удлиняем срок жизни купюр. Сейчас они выдерживают до 4 тысяч перегибов, не боятся 19 химических реактивов, в том числе спирта, уксуса, ацетона, скипидара и хлора», – рассказывает сотрудник НИИ Гознака. Кстати, в декабре 2012 г. гознаковская бумага с водяными знаками вошла в список 100 лучших товаров России. Как побочный эффект освоения высоких целлюлозно-бумажных технологий также на фабрике выпускают великолепный чертёжный ватман.
В огне российские деньги горят, но и это поправимо. Специалисты НИИ разработали технологию, позволяющую сделать купюры огнеупорными. Внешне они стали бы чуть толще. Справились учёные и с обитающими на банкнотах бактериями.
Бумага – один из основных «щитов», защищающих купюры от подделок. Повторить её состав удалось всего одному фальшивомонетчику – легендарному Виктору Баранову. Ставропольский шофёр со средним образованием оказался гениальным самоучкой. Он потратил 12 лет на изучение премудростей «ремесла», но достиг в нём совершенства. Баранов даже брезговал подделкой советских 100-рублёвых купюр, печатая только 25-рублёвые банкноты, поскольку защита на них была значительно сложнее.
Многие технологии ему приходилось изобретать самому. По иронии судьбы им суждено было укрепить защиту настоящих денег. После ареста Баранова в 1977 г. он передал Гознаку свой рецепт раствора травления меди. Этим составом Гознак пользовался следующие 15 лет. Смесь так и назвали – «барановской». Кроме того, фальшивомонетчик «закрыл» несколько уязвимых мест на купюрах. Он обратил внимание специалистов Гознака на синхронно повторяющиеся линии рисунка на деньгах. Мошенникам достаточно было воспроизвести маленький фрагмент, а дальше – дело техники. В НИИ Гознака рацпредложение учли. Сейчас рисунок на российских деньгах постоянно меняется – линии то сужаются, то расширяются. Скопировать их гораздо сложнее.