Петербург всё-таки станет судебной столицей России: на Неву переедут Верховный и Высший арбитражный суды, а также судебный департамент при ВС. Переезд займёт около трёх лет и обойдётся казне, как минимум, в 50 млрд. рублей – дороже пресловутого зенитовского стадиона. Почему это необходимо? Во-первых, так сказал президент. Во-вторых, сам по себе переезд – очень удобная форма освоения бюджета.
За тех, кто в море
Главным храмом правосудия в стране станет здание Биржи на Стрелке Васильевского острова. Каждый россиянин может увидеть её на 50-рублёвой банкноте. Вряд ли это намёк, просто один из символов Петербурга вдруг оказался пустующим.
Ещё в 2006 г. Президент РФ Владимир Путин озвучил идею создания в Петербурге Международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Смольный тут же предложил биржевикам именно это сооружение. Но существовало серьёзное препятствие: в здании Биржи помещался Центральный военно-морской музей с ботиком Петра I и ещё 30 тыс. экспонатов.
Тогда петербургские власти предложили перевести музей в здание Крюковских казарм на площади Труда. Смольный изъявил готовность выделить на проект 2,8 млрд. рублей. Быстро провели конкурс на реставрацию Крюковских казарм. Но тут руководство СПбМТСБ заявило, что здание на Стрелке ему не нужно. Выяснилось, что виртуальные торги не требуют большого офиса. К тому же реконструкция стала бы баснословно дорогой. В 2008 г. СПбМТСБ начала работу в скромном здании на улице Марата.
Вроде бы на этом в истории с переездом Военно-морского музея можно было ставить точку. Конечно, в Крюковских казармах, куда собирались переселить музей, в три раза больше места. Но многим экспонатам по 300 лет, их не то что перевозить – двигать нельзя. Крюковские казармы хоть и считаются центром города, для музея очень неудобны: четырёхугольник, со всех сторон окружённый транспортными потоками, которые невозможно пустить в объезд. Подземный паркинг тоже не соорудить: очень плохие грунты. До метро пешком полчаса. Да и финансовый вопрос стоял не на последнем месте. Как раз в то время губернатор Валентина Матвиенко отказалась дать на реконструкцию больницы имени Семашко 272 млн. рублей. А на переезд музея требовалось в 10 раз больше. Тем не менее от переезда отказываться не стали. Компания «Интарсия», победитель и единственный участник конкурса на реконструкцию казарм, сама предложила провести работы на 100 млн. рублей дешевле стартовой цены. Заговорили о том, что затевается очередная коррупционная схема.
Для таких мыслей были все основания. Первоначально музей планировали открыть в декабре 2011 года. В феврале губернатор Георгий Полтавченко назвал новую дату – День ВМФ 29 июля. Потом сползли на 30 октября. А на днях директор музея Андрей Лялин сказал про 9 мая 2013 года – и то «ориентировочно». При этом никакого движения на объекте не наблюдается, исчез информационный щит с указаниями сроков окончания работ, а в СМИ сообщают, что компания-перевозчик близка к банкротству.
Фирму «Невисс-комплекс» наняли перевезти музей на расстояние 2 км за 966 млн. рублей. Видимо, этих «грошей» оказалось недостаточно для того, чтобы нанять профессионалов. Потому что уже в октябре 2011 г. перевозчик привлёк для этой цели… добровольцев на субботник! Хотя для работ с предметами культурного наследия необходимы допуск и особая квалификация, а не энтузиасты с детьми.
В феврале 2012 г. депутат Госдумы Дмитрий Ушаков обратился к министру обороны и министру культуры за разъяснениями. По информации его избирателей, при переезде уничтожена носовая фигура корвета «Витязь» работы скульптора Клодта и повреждён прицел 45‑мм пушки из крепости Орешек. А истребитель И-16 дважды Героя Советского Союза подполковника Сафонова при монтаже упал с пятиметровой высоты. Ушаков отметил, что погрузка-выгрузка экспонатов происходит зимой при температуре ниже 15 градусов, а двери главного входа Биржи при этом распахиваются настежь. У перевозчика нет специального оборудования.
Однако, несмотря ни на что, продолжался процесс перевозки музея, больше похожий на вывоз трофеев из разграбленного города.
Судный день
К осени 2012 г. здание Биржи начало пустеть. Мало кто понимал, зачем это нужно. Здание площадью 12 тыс. кв. м предлагали под филиал Эрмитажа, потом и вовсе под банкетный зал Смольного – для приёма особо важных делегаций.
И вот пустующее здание пригодилось для перевода в Питер Верховного и Высшего арбитражного судов. Этот вариант образовался, когда рухнул амбициозный проект «Набережная Европы», и в 300 метрах от Биржи образовался пустырь площадью 15 гектаров.
С 1919 г. территорию рядом с Биржевым мостом занимал Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), занимавшийся разработкой тысяч технологий от искусственного каучука до космического топлива. Его давно мечтали из центра Петербурга перевести – здание мрачное, не питерское, к тому же единственный в центре участок набережной, где нет прохода для граждан. К 2005 г. созрел проект ВТБ, предусматривающий снос ГИПХа и строительство здесь 380 тыс. кв. м жилья, офисов и отелей, а также театра танцев Бориса Эйфмана.
«Набережная Европы» стал редким проектом, где инвестор делал всё точно в срок. Для ГИПХа
построили 30 тыс. кв. м в посёлке Капитолово, купили 12 тыс. «квадратов» в Петербурге, а заодно и 10 тыс. для нужд ФСБ. В начале 2012 г. снесли старые здания и вывезли мусор. И когда в центре города образовалась готовая строительная площадка без отягощений, инвестор вдруг остановился и передал её управлению делами президента.
Ни о каких экономических причинах свёртывания проекта не сообщается. Инвестор вложил в проект около 10 млрд. рублей. Похоже, решение отстроить вместо Набережной Европы городок для судейских работников было политическим и исходило прямо из Кремля. Его озвучил лично президент Путин: «Знаю, что в центре Петербурга есть хорошее пустое пятно…» А инвестора предыдущего проекта – государственный ВТБ – просто поставили в известность.
Ещё не представлено никаких архитектурных проектов, а управделами президента Владимир Кожин уже озвучил стоимость перевода судей – 50 млрд. рублей. Он явно ориентировался на предыдущий опыт. В 2005–2008 гг. переезд 19 судей Конституционного суда и их аппарата из Москвы в Петербург обошёлся бюджету в 5,3 млрд. рублей. А в высших судебных инстанциях, которые будут переведены в Питер, помимо 215 судей, работают около 2 тыс. сотрудников, которым потребуются жильё и офисы. Поэтому стоимость предыдущего переезда просто умножили приблизительно на десять.
По данным опроса одного из информагентств, две трети петербуржцев назвали переезд судов «бессмысленной тратой бюджетных денег». Лишь 13% читателей уверены, что реализация этой идеи придаст городу больше веса. Около 5% опрошенных готовы смириться с судами, но только если они расположатся не на Набережной Европы. А лидер «Справедливой России» в Законодательном собрании Алексей Ковалёв предложил отправить Верховный и Высший Арбитражный суды на территорию следственного изолятора «Кресты», который скоро переезжает за город. Ведь появление в центре Петербурга всего 19 судей Конституционного суда остро почувствовали все автомобилисты. А сколько мигалок привезут с собой 215 слуг закона?