Россия заняла 39-е место в рейтинге мировых финансовых систем The Financial Development Report, составленном Всемирным экономическим форумом World Economic Forum. С момента выхода в свет предыдущего списка наша страна не поднялась ни на строчку, и виной тому, считают эксперты, слабость государственных и общественных институтов.
В последнее время стало привычным, что политики, крупные государственные чиновники и прочие сильные мира сего, разъясняя свою позицию, опираются на различные мировые рейтинги. Да и правда, с какими-либо цифрами легче убедить общество в правильности тех или иных шагов. Дискуссия, развернувшаяся вокруг поправок в Гражданский кодекс, исключением не стала. Одним из камней преткновения стала новая процедура регистрации недвижимости, прописанная в законе, а именно: обязательное участие нотариуса в процессе сделок с жильём. До этого похожий спор, но меньший по накалу, разгорелся по поводу нотариального сопровождения деятельности юридических лиц. В обоих случаях оппоненты усиления роли независимых правовых институтов приводили схожие аргументы, дескать, нотариальная процедура увеличит стоимость того или иного правового действия, создаст дополнительный бюрократический барьер, приведёт к большим временным издержкам. Всё это, по мнению критиков – представителей Агентства стратегических исследований (АСИ) и Рабочей группы по созданию Международного финансового центра (МФЦ), приведёт к снижению инвестиционной привлекательности России и, в частности, к падению котировок в мировых индикаторах, таких, например, как Doing Business Всемирного банка. Многое из старого Гражданского кодекса им удалось отстоять – практически вытеснить нотариат из корпоративных правоотношений и из процедуры оформления сделок с недвижимым имуществом с участием юридических лиц. Но повлияло ли это на что-нибудь?
Рейтинг мировых финансовых систем скорее говорит об обратном. Несмотря на отказ от чрезмерных, на взгляд экономистов, правовых регуляторов, России не удалось улучшить положение и повысить финансовую привлекательность.
Наиболее заметного результата нашей стране удалось достичь в категории Стоимость регистрации собственности (Cost of registering property) – 4-е место, рядом с Казахстаном и Польшей. Но вот в категории Права собственности (Property rights) Россия далека от лидеров, только лишь 57‑е место. Соседи – Нигерия и Аргентина.
Обратившись к расстановке в категории институциональной среды (Institutional environment) видим результаты: Германия стоит на 10-м месте, Франция – на 17-м, Россия всего лишь 56-я — рядом с Танзанией и Пакистаном. Что очень важно, места жёстко институциированных стран с континентальной системой права в рейтинге институционального развития, защиты собственности и в общем рейтинге финансовой привлекательности относительно совпадают. Несколько иная картина для стран с англо-саксонской системой, точнее для США. Эта страна занимает 24-е, 13-е и 2-е места. По уровню защиты собственности Америка значительно уступает Европе, но при этом превосходит по уровню развития небанковских финансовых услуг и финансовых рынков. Тем самым Соединённые Штаты дают большую свободу спекулятивному капиталу и за счёт этого поднимаются в рейтинге. К слову, создание финансовых пирамид и рейдерские захваты в США относительно законны. Но это традиция американской политической и экономической системы – гарантии прав в обмен на свободы.
По мнению экспертов, развитию России, как финансового центра мешают две вещи: слабость институционального развития и слабое корпоративное управление (61-е – предпоследнее место в рейтинге) выраженное, в том числе, в крайне низкой правовой защищённости миноритарных акционеров. Однако ещё в первой редакции поправок в Гражданский кодекс предлагались нотариальные механизмы гарантии прав собственников, но под давлением корпоративного лобби были исключены.
Итак, к чему мы стремимся? Занять 20-е место в рейтинге Doing Business, несмотря на его сомнительную репутацию, или на самом деле стать международным финансовым центром. Если второе, то The Financial Development Report нам как-то ближе. По крайней мере его научность никто не оспаривает. Да и организация, которая его составляет, выглядит намного солиднее. Напомним, Всемирный экономический форум – организатор ежегодных встреч в Давосе, куда съезжаются главы государств и экономик всех развитых стран. Много лет ею руководит профессор Клаус Шваб, признанный авторитет мировой экономической науки.
Россия – страна с континентальной системой права, даже «резко континентальной» по аналогии с климатом. Поэтому было бы разумным развивать свои «родовые» независимые правовые институты – гаранты законности и справедливости сделок, такие как нотариат или адвокатура, чем последовательно вытеснять их с рынков? Да-да, адвокатура в нашей стране почитается не больше чем нотариат. Дела фирм и корпораций ведут далеко не адвокаты, обладающие необходимыми знаниями и статусом, и не нотариусы с их профессионализмом и ответственностью.
Финансовому рынку, как показывает практика, нужны правила. И не так важно, будут ли они дёшевы или дороги, будет ли больше времени тратиться на их соблюдение или меньше, важно чтобы они были целостны, понятны и, главное, неукоснительно соблюдаемы. Причём во всех сферах: и в корпоративном управлении, и в сфере слияний и поглощений, и на рынке недвижимого имущества. А то какой же из России получится мировой финансовый центр с чемоданами наличных денег при покупке жилья и 60 миллиардами рублей, «прокачанными» через «однодневки».