Виноделие – в глубоком кризисе. Мало того что мировой рынок вина переживает самый сильный спад за последние 37 лет. Вдобавок по Европе и Югу России ударили заморозки, немногие имеющиеся в РФ виноградники помёрзли, год вышел на редкость неурожайным.
В 2012‑м сбор винограда в Краснодарском крае составил 140 тыс. т против 190 тыс. т годом ранее. Падение – на 40%! В результате и без того безумно дорогое вино может стать и вовсе недоступным.
Вино в России не в почёте, в том числе – у государственных деятелей федерального уровня. «Аграрному сектору пообещали 1,5 триллиона рублей на 2013–2020 годы. Нашей отрасли на этот срок выделили менее 4 миллиарда рублей – 0,27% от этой суммы», – говорит директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
В правительстве и Минсельхозе и Росалкогольрегулировании, проблемы виноделов никого не волнуют. Три года назад наверху немного пошумели на тему возрождения российского виноградарства, практически уничтоженного в годы перестройки. Да и забыли. Закон о вине до сих пор не принят, официально оно даже не считается пищевым продуктом. Государственные инвестиции в отрасль не идут, зарубежные тоже. В сентябре 2011 г. Союз виноделов и виноградарей России написал письмо В. Путину – ответа нет до сих пор.
Результат плачевный. Стоимость даже недорогих по мировым меркам вин на прилавках адски завышена, найти качественный и доступный продукт почти невозможно. Неадекватные цены – отдельная тема. Год назад Антимонопольная служба заинтересовалась, почему европейские вина ценой 5–10 евро за бутылку (200–400 руб.) в РФ продаются по 1,5–3 тысячи? Распотрошили документы, потянули за цепочку посредников. Выяснилось: отпускная цена производителя в магазинной стоимости вина – менее 20%. Таможне достаются 4%, затраты на доставку – 2%. Зато российские оптовики накручивают 15–20%, розница – от 45 до 55%!
Огромная проблема – обилие фальсификата, когда за вино выдают чёрт знает что. Достаточно сопоставить данные. Вина в России продают в разы больше, чем производят и завозят! Вот цифры: в прошлом году в РФ продали 110 млн. декалитров (дкл) вина, включая шампанское. Из них на импорт пришлось только 27 млн. дкл, на собственное производство – 73 миллиона. «При этом полностью российскими можно назвать не более 40% вин, произведённых в стране. В общей сложности – 25 миллионов дкл тихих и игристых вин. Потому что большинство вин в России разливаются из импортных виноматериалов», - объясняет уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, председатель совета Союза виноградарей и виноделов России Борис Титов.
Это не все откровения. Проблема вот в чём: по официальным данным, в России выпустили 27 млн. дкл собственных виноматериалов, ещё 24 млн. дкл – импортировали. Учитывая, что литр виноматериала равен литру вина, возникает вопрос. При официальном внутреннем выпуске вина 73 млн. дкл, откуда взялись недостающие 22 млн. декалитров?
Вот он – объём фальсификата! Мало того. На деле доля поддельного вина гораздо выше. Дело в том, что очень значительный объём виноматериалов идёт на производство коньяка. Формула такая: из 12,5 кг винограда получается 10 л виноматериала. Из этих 10 л выходит 1 л коньячного спирта крепостью 70%. Проще говоря, чтобы выпустить литр коньяка, нужно 7,13 кг винограда, или 5,7 л виноматериала.
Учитывая, что коньячного спирта в РФ в прошлом году произвели 8 млн. дкл, на них потребовалось 45 млн. л виноматериала. Таким образом, винная дыра разрастается до 22 + 45 = 67 млн. декалитров. Напомним, весь рынок вина – 110 млн. декалитров. При таком раскладе получается, что чуть ли не каждая вторая бутылка вина на прилавках – подделка.
Третья проблема: государство не ударило палец о палец, чтобы объяснить народу, что хорошие российские вина – не миф. Для начала: собственного винограда у нас не так мало. Например, одно из агрохозяйств Тамани по площади посадок входит в первую тройку крупнейших мировых производителей винных сортов винограда. Есть в РФ и люди, увлечённые выпуском качественного вина. Не стоит приводить марки и названия, но нынешней осенью одна из российских марок вина собрала урожай в 15 наград на престижнейших дегустационных конкурсах в Европе и Азии! На них была представлена продукция 1,7 тыс. производителей из 37 стран. Нашим – есть чем гордиться.
Только такое конкурсное вино – авторская продукция, почти искусство, да и цена кусается. Что касается качественных и недорогих напитков, которые мог бы позволить себе средний житель страны, – этого пока нет. Сказываются низкие объёмы внутреннего производства. Также тот факт, что региональные чиновники нередко крышуют производителей фальсифицированной бурды, при этом делают всё, чтобы осложнить жизнь немногочисленных хозяйств, выпускающих настоящее вино. Часто подходящая земля есть, но её не используют.
«У нас полно земли на Юге России, из имеющихся 1,5 тысяч га около 500 пригодны для элитного виноделия. Но посадить хорошую плантацию – это колоссальные средства, порядка 750 тысяч рублей за гектар. Такая картина – во всём АПК. Земли дешёвой полно, квалифицированный персонал есть, строятся огромные предприятия по переработке. Только сырьё, как правило, перерабатывают не своё. Винодельческая экономика в России криминально-административна. В нашей отрасли процветают те, кто под носом у Онищенко вписался в коррупционно-фальсифицированную модель производства», – рассказывает директор крупного виноградарского хозяйства Елена Денисова.
Очевидно – отрасль не встанет на ноги без серьёзной государственной поддержки. Но её нет и, похоже, не предвидится. У правительства нет политики по замещению крепких напитков качественным вином. Так что народу остаётся покупать фальсификат и мечтать дальше. Одно утешает. По данным недавнего опроса Росстата, 38% взрослых жителей России заявили, что вообще не употребляют алкоголь.