Заместителю
Председателя Правительства
Российской Федерации
Д.О. Рогозину
Уважаемый Дмитрий Олегович!
Нашу глубокую озабоченность вызывает критическое состояние одной из базовых отраслей страны – авиационной промышленности. Как Вы верно отметили во время посещения завода ЗАО «Авиастар СП» в Ульяновске: «Авиастроение сегодня именно та высокотехнологичная отрасль, которая станет локомотивом для нашей экономики».
Между тем парк самолётов отечественных компаний более чем на 80% укомплектован иностранной авиатехникой. Потеряно 28% мирового рынка продаж пассажирских самолётов, который наша страна контролировала в 1992 году. Сейчас – менее 1%. Остановлены работы по серийному производству широкофюзеляжных лайнеров на базе Ил-96, как неконкурентных по топливной эффективности и из-за недостаточной наработки на отказ у двигателей ПС-90А. На голодном пайке – идеальный для российских условий Ан-148.
Несмотря на значительную государственную поддержку отрасли и имеющийся производственный потенциал, в 2010 и 2011 гг. в России произведено всего 7 и 10 пассажирских самолётов при общемировом производстве свыше 1100 ед. ежегодно. По итогам проверок Счётной палаты в результате продаж первых двух самолётов Суперджет-100 убыток ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» составил 1 млрд. 203,1 млн. рублей.
По нашему мнению, главная причина нынешнего положения в ошибочной концепции реформирования отрасли. Так, создание монополистов в лице объединённых двигателестроительной и самолётостроительной корпораций привело к разрушению основы технического прогресса – конкуренции.
Вы, разумеется, понимаете, что разрушение пассажирского авиастроения лишит Россию способности производить самолёты военно-транспортной авиации.
Расчёты показывают, что если бы лишь 80% средств, направляемых на развитие авиационной промышленности, расходовались на заказ самолётов, передаваемых затем в лизинг, то Россия сразу вернула бы себе третье место по производству пассажирских самолётов. При этом оказались бы загружены все предприятия отрасли и было бы создано свыше 100 тысяч рабочих мест. У предприятий появились бы возможности финансировать разработку новых образцов техники и технологий, программы технического перевооружения. У авиакомпаний возникли бы благоприятные условия для закупки новых российских самолётов.
Такое решение представляется нам необходимым сейчас, когда новые самолёты Superjet-100, Ту-204/214, Ан-148, а также Ил-96, Ан-124, Бе-200, Ту-334, Ил‑476 готовы для серийного производства. Между тем нынешняя программа развития авиапрома ставит на первое место освоение выделяемых денег, отчитываясь за них на бумаге, а не выпуском самолётов. Такое положение препятствует осуществлению инновационных проектов, способных вернуть России статус страны с высоким научно-техническим потенциалом.
Это особенно ярко видно на примере авиадвигателя НК-93. Этот двигатель отвечает всем требованиям по экономичности и экологии, предъявляемым к авиамоторам 2025 года. Он прошёл все виды испытаний на земле, подтвердил заявленные тактико-технические требования во время лётных испытаний. Двигательные заводы в Самаре и Казани уже выполнили подготовку для его серийного производства, что является половиной дела.
Однако, несмотря на прямое указание Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 31 марта 2009 года
№ВП-П12-1782 (п. 8) по проведению лётных испытаний НК-93 и выделению на это необходимых средств (около 60 млн. руб.), испытания этого двигателя, опережающего зарубежных конкурентов на 10 лет, были прекращены. Эти факты также были отмечены в отчёте Счётной палаты РФ в ходе проверки с 8 августа по 4 ноября 2011 года.
Были уволены конструкторы и специалисты, проводившие испытания, прекращена деятельность разработавшего НК-93 конструкторского бюро с мировым именем – Самарского НТК
им. Н.Д. Кузнецова.
Просматривается подоплёка такого отношения к указанию В.В. Путина. Дело в том, что авиадвигатель НК-93 «мешает» реализовать проект создания уступающего по своим даже прогнозным параметрам авиадвигателя ПД-14, на который предполагается потратить не менее 80 млрд. руб. (сравните с 2 млрд. руб. для НК-93). Кроме того, в создании ПД‑14 заинтересована совладелец «Пермских моторов» американская компания
«Pratt&Whitney», которая видит в НК-93 грозного конкурента и которая уже выиграла тендер на поставку своего двигателя PW-1000G для перспективного отечественного самолёта МС-21.
На основании вышеизложенного прошу Вас поручить:
1. Скорректировать программу развития авиационной промышленности в сторону расхода основной части средств на заказы самолётов отечественного производства, передаваемых в лизинг авиакомпаниям. Проводить формирование государственных программ по созданию новой техники с привлечением генеральных конструкторов и обеспечением конкуренции проектов до стадии испытаний опытных образцов.
2. Укрепить статус генеральных конструкторов по самолётам и двигателям путём их назначения по распоряжению Председателя Правительства РФ.
3. Провести всероссийское совещание по вопросам состояния авиапрома и сформировать по его итогам экспертный совет с участием ведущих специалистов. Прекратить практику принятия решений на основе рекомендаций специалистов по финансовым потокам.
4. Создать условия для завершения лётных испытаний, доводки и сертификации авиадвигателя НК-93 (объём финансирования 2 млрд. руб. и срок 2 года). Для этого предоставить неиспользуемую техническую базу разработавшего его КБ, доступ к документации на двигатель (с сохранением полных прав на него за государством), выделить финансирование как для инновационного проекта. Его реализация может быть выполнена небольшой организацией (~300 человек), укомплектованной специалистами, создавшими двигатель.