Россию охватила свиная лихорадка. В последние месяцы регулярно приходят новости об открытии всё новых «мегасвиноферм». По всей стране растут громадные комбинаты, каждый из которых способен в одиночку закрыть потребности крупного города, а то и региона.
Свинопроизводство быстро идёт в гору. Можно только радоваться: выпуск свинины – очень прибыльный бизнес, дающий быструю отдачу. Правда, светлую картину свиноводства омрачает чёрное пятно. Стоимость мяса российского производства вдвое выше, чем европейского, втрое – канадского и бразильского. В результате население переплачивает за свинину примерно 20 млрд. руб. в год.
Хрюкающий рейтинг
В 2011 г. Россия обогнала прежнего лидера – Францию и впервые в истории стала крупнейшим продовольственным рынком Европы. За прошлый год продажи продуктов питания выросли на 14%, добравшись до отметки 9,11 трлн. рублей. Это гигантский вклад в экономику! Как-никак, шестая часть российского ВВП (в 2011 г. – 54,585 трлн. рублей).
Поэтому удивительно, насколько мало внимания уделяют селу. Обычно крестьян вспоминают раз в году в связи с очередными прогнозами урожая. Об остальном – ни слова. Хотя есть чем гордиться. Например, как можно было проморгать взрывной рост производства индейки? С 2007 по 2011 г. РФ увеличила выпуск индюшатины с 30 до 90 тыс. т в год и вышла на четвёртое место в мире (после ЕС, Бразилии и Канады).
Вообще, какое направление аграрного бизнеса ни возьми, почти всюду он – на бешеном подъёме. Например, по бройлерам мы – пока шестые в мире, но скоро станем четвёртыми. Только за последние четыре года выпуск курятины в России вырос с 1,68 до 2,575 млн. т (при внутренней потребности 3 млн. тонн). Ещё пара лет – полностью обеспечим себя собственным мясом птицы, по производству обгоним Индию и Мексику, которые дают по 2,9 млн. т курятины в год.
Вторые по успехам после птицефабрик – свиноводы. Дела у них давно идут в гору. Годовая потребность страны в свинине – 2,94 млн. тонн. Внутреннее производство растёт в среднем на 100 тыс. т каждые 12 месяцев. В 2011 г. в РФ выпущено 1,995 млн. т свиного мяса (три года назад было – 1,74 млн. тонн). Треть спроса пока закрывает импорт (в 2011 г. – 946 тыс. т), но он постоянно падает. Такими темпами через несколько лет мы выйдем на полное самообеспечение по свинине, вскоре – станем крупным экспортёром. Хотя, скорее всего, не настолько быстро, как прогнозирует Минсельхоз, в конце прошлого года заявивший: внутреннее производство полностью закроет потребности по свинине уже в 2013 году.
Так или иначе, знаковая черта близко. Благо в отличие от коровьего стада (которое – что ни год сокращается) российское поголовье хрюшек упорно растёт. Между прочим, Россия – второй в мире импортёр племенного скота! В прошлом году закупили 94 тыс. голов, обогнав даже Китай, которому понадобилась 91 тысяча. Что касается свиного стада, в 2008 г. оно насчитывало 16,34 млн. голов. В 2011 г. – уже 17,55 миллиона. Тут мы четвёртые в мире, за РФ следуют Канада (11,89 млн. свиней), Япония (9,77 млн.) и Мексика (9 млн.). Правда, до третьего места добраться будет непросто – на нём Бразилия с громадным стадом 36,65 млн. хрюшек – в два раза больше, чем в РФ. Ежегодно эта страна производит 3,27 млн. т свинины, из них 584 тыс. т уходят на экспорт. Хотя тут бразильцам, в свою очередь, далеко до Канады, которая в 2011 г. продала за рубеж 1,197 млн. т свиного мяса. Для сравнения: в прошлом году все 27 стран ЕС поставили на экспорт 2,2 млн. тонн.
Космическая ферма
Потенциал у рынка огромный. Российские свинофермы процветают, хотя разводить хрюшек хлопотно. «Вопреки стереотипам, свинья по природе – животное очень чистоплотное. Но, к сожалению, – крайне истерическое. Чуть что не по ней, бузит и сразу теряет в весе. А это – прямые убытки», – рассказывает глава хозяйства «Калининское свиноводство» Андрей Макаров.
Особенно тяжело хозяйствам стало, когда в РФ пришла африканская чума свиней. Если вирус проникнет на ферму, пиши пропало, летальность – 100%. Лечения нет, вакцины – тоже. Несколько лет назад в Кот-д,Ивуаре болезнь выкосила четверть свиного поголовья. В РФ до такого не дошло, но были три крупные вспышки. Больше всего пострадал ставропольский животноводческий комплекс «Надежда». В прошлом году из-за чумы пришлось уничтожить 20 тыс. животных, после чего хозяйство обанкротилось.
Зато, если свиньи спокойны и здоровы, дело очень прибыльное. В отличие от коров, которые растут долгие годы, хрюшки набирают вес буквально на глазах. Кормить можно чем бог послал. В малых хозяйствах типичный дневной рацион свиньи – несколько килограммов отрубей, гороха, свёклы или варёной картошки. На крупных фермах используют комбикорма. Автоматизация там такая, что позавидуют на Байконуре. Свинки живут в уютных загонах на 15–20 животных. В цехах – космическая чистота, покой, играет музыка. Техника сама по расписанию подаёт животным воду и корм, сама откачивает навоз. Она же поддерживает идеальную температуру не ниже +18 и не выше +22 градусов.
Порой фермам даже не нужно платить за электроэнергию: хозяйства снабжают себя за счёт генератора, работающего на биотопливе. В итоге основные расходы – лекарства и корма, для обслуживания комплекса на 3–5 тыс. свиней, достаточно одного оператора! При таком «пляжном» режиме хрюшки набирают рекордные 3–4 кг в сутки. Подобных ферм в России построено сотни. Доля сверхсовременных предприятий в отрасли достигла 40%! Новые технологии обеспечивают уникальные возможности. Например, как можно за год произвести свинины больше, чем весит всё имеющееся в РФ стадо? Оказывается – запросто!
«Когда специалисты говорят про
16–17 миллионов, всегда имеют в виду поголовье на конкретную дату. Откорм свиней в среднем занимает чуть более шести месяцев. Поэтому реальное число животных за год в 1,5–1,6 раза превышает среднегодовое поголовье. Эта истина известна любому свиноводу! Именно поэтому, например, при среднегодовом значении 17 миллионов голов на переработку поступает более 29 миллионов», – поясняет гендиректор Национального союза свиноводов, доктор технических наук Юрий Ковалёв.
Ценовой закат
На рабочем столе у него примечательная статуэтка. Золотая свинья, возлежащая на горе драгоценных монет. Действительно, разнообразные лоббистские организации, такие как Союз свиноводов, Мясной союз и Россвинпром, сделали немало, чтобы для крупных производителей выпуск свинины оставался золотым дном. Например, в 2009 г. лоббисты продавили драконовские пошлины на импортное мясо, которое завозят сверх квот. Это весь ввоз свинины, превышающий 430 тыс. т в год. Принимая Россию в ВТО, европейцы страшно кривились при виде ставки 75%, но всё же согласились сохранить её до 2020 года. Отраслевики прикрыли и вторую лазейку для дешёвого импортного мяса. В прошлом году пробили резкое повышение пошлин на ввоз живых свиней, ставка подскочила с 5 до 40%.
Результатом неустанной борьбы за прибыли стали такие цифры. «На отечественном рынке сложился очень высокий уровень цен на свинину. Средняя стоимость полутуш от российских производителей более чем вдвое выше, чем в таких странах, как Германия, Дания, Франция, Испания, США и Канада», – рассказывает ведущий аналитик аналитического агентства ИМИТ Алексей Плугов.
«Цены на российский «живок» (живых свиней) – более 100 рублей за килограмм, тогда как импортный стоит 1,7 доллара (58 рублей) – с доставкой. После вступления в ВТО пошлина на ввоз свиней вновь упадёт с 40 до 5%. Поэтому сейчас датчане ставят в Эстонии на границе с Россией откормочники, готовятся поставлять живых свиней, чтобы загружать наши перерабатывающие мощности», – приводит пример замдиректора департамента регулирования продовольственных рынков Минсельхоза Артём Крестьянинов.
Переплачивать за свинину вдвое, конечно, обидно. К слову, та же история с говядиной. Цены на неё в РФ – в разы выше мировых, при этом она продолжает дорожать, в полном отрыве от мировых тенденций. Эксперты приводят такой пример. Если в 2005 г. оптовая цена говядины в России была на 40% выше, чем на птицу, сейчас разница – 200%.
Спрашивается: за что дерут лишнее и кому достаются мясные сверхприбыли? Как ни парадоксально, бешеные цены – следствие бурного роста свиной отрасли. Аналитики объясняют это так. Ещё в 2006 г. правительство приняло программу развития АПК. Основная цель – любыми средствами резко нарастить производство мяса. Крупных частных инвесторов заманивали в отрасль всеми возможными пряниками. Но проекты делаются на заёмные деньги – банковские кредиты.
Аналитики приводят такой пример. Новейшие свинокомплексы – Томский и Уральский – в 2010 г. на двоих заработали 3,555 млрд. рублей. Чистая прибыль составила впечатляющие 941 млн. рублей. Вроде бы рентабельность достигла 26%, что невероятно много для сельского хозяйства. Но из этих 941 млн. на выплаты по кредитам, взятым на строительство предприятий, ушло 548 млн. рублей.
Так что можно сказать – в каждом килограмме российской свинины заложена огромная «банковская наценка». Тем не менее доход хозяйств – хороший. Надо сказать, как только частный капитал сообразил, какие светят прибыли, в свиноводстве разразился небывалый бум. По оценкам отраслевых экспертов, с 2007 г. в отрасль пришло не менее 200 млрд. рублей! В РФ появились свиноводческие комплексы такого уровня, которому позавидуют германские, датские и французские производители.
Этому не помешал даже мировой финансовый кризис. Бум продолжается! Что ни месяц, приходят новости: начат очередной свиноводческий мегапроект. Инвесторы, словно соревнуясь между собой, раз от раза идут на рекорды. Например, в начале июня 2012 г. в посёлке Фёдоровка на Южном Урале началось строительство крупнейшего свиноводческого комплекса в Европе. Стоимость, включая фермы, комбикормовый завод и перерабатывающее предприятие – 8 млрд. рублей. Когда мощности вступят в строй, Южный Урал станет вторым (после Центрального округа) производителем свинины в России.
Несколькими месяцами ранее объявили о грандиозном свиноводческом начинании в Ростовской области. Строительство трёх новых ферм (на 108–216 тыс. голов каждая), плюс модернизация существующих комплексов позволит нарастить областное поголовье с 220 до 750 тыс. свиней. Инвестиции – 13 млрд. рублей. Цифры и суммы на кону давно грандиозные. Но всех затмил проект строительства 23 автоматизированных свинокомплексов в Белгородской и Курской областях. Частный инвестор намерен вложить 20 млрд. руб. (!) в хозяйства, где будут выращивать 2,5 млн. породистых свиней. Это обеспечит производство дополнительных 300 тыс. т свинины в год!
В общем, отрасль рвётся вверх, как ракета. От перспектив и масштаба захватывает дух. К сожалению, побочным эффектом инвестиционного бума стал стремительный взлёт цен на свинину. Тут – остаётся только ждать. Когда рынок насытится, стоимость мяса обязательно придёт в норму. Поскольку это событие не за горами, закат ценового свинства ждать недолго.