Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 1(293) от 12.01.2012

Год финансового дракона

Чего ждать от экономики в 2012 году? На вопросы «АН» отвечают ведущие экономисты

, 16:50

Сергей ГУРИЕВ, ректор Российской экономической школы:

– Что касается плюсов – в России снижается инфляция. В 2011 году она опустилась ниже 7%. По официальным данным, это самый низкий рост цен за 20 лет. Более того, в перспективе трёх лет можно снизить инфляцию до 4–5% в год.

В остальном прогнозы менее оптимистичные. Если цены на нефть не изменятся, в 2012 году экономический рост составит 3–4%. По сравнению с 2000-ми, это крайне мало. Тогда темпы роста в среднем достигали 7% в год, что позволило серьёзно улучшить качество жизни.

Увы, в ближайшие годы роста 2000-х годов ждать не приходится. Одна из причин – трудности в мировой экономике. В экспертной среде всерьёз обсуждается распад еврозоны. Я верю, его удастся избежать. У властей стран ЕС есть для этого все возможности. С другой стороны, уходящий год показал, насколько безответственно иногда ведут себя европейские и американские политики.

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики:

– Не думаю, что по нам сильно ударят проблемы мировой экономики. Сейчас финансовое положение у России прочнее, чем у стран Европы с их несогласованной финансовой политикой. Более того, оно лучше, чем у США.

Проблема в другом. Если экономическая политика правительства не изменится, в перспективе Россию ждёт долгий период технологического отставания. Потому что у страны не осталось никакой экономической опоры, кроме природных ресурсов. Даже вооружения востребованы всё меньше и меньше, поскольку иностранные партнеры обзаводятся собственными производствами.

При этом инструменты для развития экономики за государственный счёт исчерпаны. Выход один: нужно создать условия, при которых начнёт развиваться частный бизнес. Только он в состоянии нащупать прорывные точки, откуда начнётся новый экономический подъём. Ими могут стать многие отрасли: сельское хозяйство, авиапром, массовое жилищное строительство, частное здравоохранение.

Никита МАСЛЕННИКОВ, советник Института современного развития:

– Промышленность притормозит, вряд ли её рост превысит 4%. С добывающими отраслями дело обстоит следующим образом. В физическом выражении экспорт нефти и газа пусть ненамного, но снизится. Если производители углеводородов окажутся в плюсе – то только за счёт повышения цен. Боле того, начнутся проблемы с добычей нефти. Дело в том, что при нынешнем налоговом режиме разработка половины доказанных запасов нефти – нерентабельна. Причём если из действующих месторождений невыгодны 30%, то из новых, которые пора бы разрабатывать, – 90%. В обрабатывающих производствах ситуация интереснее. С одной стороны, на них скажется плохое общее положение в экономике. С другой, в последнее время российские заводы нашли для себя новые перспективные рынки сбыта. Они на 20% увеличили поставки в страны Евразийского союза. Там охотно покупают станки, грузовые автомобили, изделия из пластмасс, даже бытовую технику.

Евгений ГОНТМАХЕР, зам. директора ИМЭМО РАН:

– Мне ваших читателей порадовать нечем. С учётом инфляции доходы у населения уже перестали расти. Более того, 2012 год станет последним, когда удастся избежать их существенного сокращения. Помогут денежные запасы, накопленные государством. А с 2013 года в доходах начнётся спад. Виноваты в этом не столько мировой кризис, сколько бездарная социально-экономическая политика правительства. Увеличивается число людей, живущих за чертой бедности. За год их количество выросло на 2 миллиона человек, теперь бедняки составляют 14–15% населения. Причём в зоне риска уже не пенсионеры, выплаты которым дотянули до прожиточного минимума, а молодые семьи с маленькими детьми. Особенно плохо, если оба родителя – бюджетники. Именно эти люди составляют костяк «новых бедных», которых будет становиться всё больше.

Наталья ЗУБАРЕВИЧ, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

– Пока не ясно, в каком виде предстанет вторая волна мирового кризиса. Если начнётся резкий спад, региональная экономика повторит сценарий 2008 года. Сначала лягут металлурги, потом машиностроители. Если спад не наступит, поводов для радости всё равно окажется мало. Дело в том, что федеральные власти планомерно сокращают перечисления регионам. Речь идёт об огромных суммах. Достаточно сказать, что общие безвозвратные трансферты из бюджета достигают 1,5 трлн. рублей.

Причём доля федеральных вливаний высока даже у сильных промышленных территорий. Считается, основная помощь идёт бедным регионам. К примеру, Северному Кавказу. Это не так. Республики Кавказа получают только 10% всех трансфертов. В 2010 году им выделили 161 млрд. рублей – меньше, чем Дальнему Востоку, получившему 187 млрд. рублей.

Вообще, вливания в конкретные региональные бюджеты давно определяются не реальными нуждами, а капризами министерств и ведомств. Деньги выделяют по принципу сороки-вороны: «этому дала, этому не дала». Посудите сами. Средняя доля дотаций в бюджетах составляет 17–18%. При этом, к примеру, Татарстан почему-то зависит от федеральной казны на 38%, богатейшая Тюмень – на 28%.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram