Аргументы Недели → Экономика № 49(290) от 15.12.2011

Призрак изумрудной горы

, 16:48 , Обозреватель отдела Экономика

Поставлена точка в бурной истории крупнейшего в Европе и одного из двух оставшихся в РФ месторождений изумрудов – Малышевского рудника на Урале. После 15 лет борьбы и интриг – в декабре 2011 г. – началась разработка уникального месторождения.

«Большинство крупных месторождений изумрудов в мире исчерпаны. Поэтому цена камней уже несколько лет держится на очень высоком уровне – 3–4 тыс. долл. за карат. Это дороже алмазов. Особо ценный изумруд может стоить до 15 тысяч долларов за карат», – объясняет аналитик ИК «Финам» Екатерина Семёнова.

 

Так что жители шахтёрских городов Урала в буквальном смысле сидят на несметных сокровищах. В этих краях поставлены все мировые изумрудные рекорды. В 1993 г. – нашли уникальный изумруд «Президент» весом 1,17 килограмма. Там же добыли полукилограммовый александрит «Патриот».

Особое место в мировой изумрудной иерархии – у Малышева. В окрестностях этого маленького уральского городка сконцентрировано 94% российских изумрудных богатств. Сравнивать, в общем, не с чем. Запасы второй по величине отечественной кладовой этих камней – Свердловского изумрудного месторождения – не превышают 700 кг. А в Малышеве залегают более 60 тонн. Запасы месторождения оцениваются в 5 млрд. долларов.

Казалось бы – зарабатывай, не хочу! Но сколь велико богатство, столь значительны и проблемы уникального месторождения. С девяностых годов оно ходило по рукам. Ни один владелец не мог начать масштабные разработки! До 1993 г. рудник подчинялся Министерству атомной энергетики. Дело в том, что кроме драгоценных камней местные недра таят бериллий и тантал. Естественно, во времена СССР на первое место вышел ядерно-ракетный материал. Добыча «побрякушек» отошла на третий план.

Затем интерес военных к стратегическим металлам вдруг иссяк. Хотя закрома Малышевского рудника по-прежнему содержат 11,5 млн. т бериллиевой руды, также – 6 млн. т руды рубидия, лития и цезия. Тем не менее в 1993 г. РФ полностью остановила добычу бериллия, Малышевский акционировали, он достался компании «Изумрудные копи Урала». Половина акций отошла государству, остальное – трудовому коллективу.

«Копи» взялись было за изумрудные работы. Только им пришлось конкурировать с местным криминалом. Не то чтобы шахты когда-либо простаивали: с 1990 г. в огромных отвалах рудника шла кустарная добыча камней. На перепродаже продукции чёрных старателей отлично зарабатывали уральские преступные группировки. Тем временем легальным добытчикам денег катастрофически не хватало. В 1995 г. энергетики отключили шахту за долги. Электронасосы встали, штольни затопило.

С тех пор – в руках каких только хозяев не побывал Малышевский рудник. Среди прочего – им владели компании с интригующими названиями «Зелен камень» и «Кабал Девелопмент» (зарегистрирована в офшоре на Виргинских островах). Борьба за собственность шла напряжённая, но добычи драгоценных камней всё не было. По сути, стараниями чиновников и предпринимателей изумрудную промышленность в нашей стране заморозили на 18 лет.

Почти два десятилетия государственное агентство «Роснедра» (и его предшественники) по каким-то причинам закрывали на это глаза. Терпение лопнуло только в 2007 году. На рудник зачастили проверки. Вскоре взбунтовались депутаты свердловского законодательного собрания. Они потребовали немедленно национализировать российские изумруды. И направили на Малышевское месторождение прокурорскую комиссию. Долго ли коротко, после очередного громкого банкротства очередного хозяина простаивающей изумрудной горы, «Роснедра» взяли ситуацию в свои руки. Агентство провело аукцион на право разработки месторождения, и карусель остановилась.

В общем – трудны изумруды. Но дело сдвинулось. «На подготовку новых добычных блоков и участков на Малышевском затрачено без малого полмиллиарда рублей. Будущие вложения – ещё 2,5 миллиарда. В ближайшее время пойдёт масштабный набор рабочих. Мы приглашаем всех шахтёров, которые работали на руднике, вернуться и начать здесь снова», – рассказывает и.о. губернатора Свердловской области Анатолий Гредин.

По плану в 2012 г. на Малышевском добудут 100 тыс. т руды. Из неё – извлекут 300–350 кг качественных изумрудов. К 2018-му рудник выйдет на проектную мощность – 400 тыс. т руды в год. После этого Малышевский займёт четверть мирового рынка изумрудных поставок. Его единственный конкурент по качеству – продукция колумбийских и канадских шахт. Больше в мире изумрудов нигде не осталось – когда-то были иранские и афганские рудники, но давно иссякли.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram