В декабре Россия поставила очередной мировой продовольственный рекорд. По итогам 2011 г. – стала крупнейшим на планете покупателем яблок (импорт – более 1 млн. т) и груш (400 тыс. т). Но коронный фрукт, который не растёт в РФ, но парадоксальным образом значит ничуть не меньше, чем дары родных полей, – это банан. В РФ он – больше чем еда. Продукт настолько важен, что недавно в порту Петербурга премьер В. Путин лично открыл «банановый мост» – регулярное круглогодичное океаническое сообщение между РФ и Эквадором. Затем он отправил вице-премьера И. Сечина с визитом к Уго Чавесу, поручив наладить масштабные банановые контакты с Венесуэлой. Так что на банановых плантациях растёт не только огромный финансовый, но и немалый политический капитал.
Ленин из Эквадора
Продавать бананы в РФ – одно удовольствие. Во-первых, спрос огромный. Импортёры не нарадуются: с начала 1990-х гг. потребление бананов в РФ растёт со скоростью бури в пустыне. В 1994 г. – съели 200 тыс. т, в 2000 г. –
600 тыс. т, в нынешнем поставим рекорд, добравшись до планки 1,2 млн. тонн. В 2011 г. продавцы бананов заработают более 30 млрд. рублей.
Импорт, превышающий 1 млн. т, – велик по любым меркам. Общий мировой урожай бананов – порядка 90 млн. тонн. Седьмая часть – 12–14 млн. т – отправляется на экспорт. Крупнейший мировой продавец фрукта – Эквадор, а основной потребитель даров эквадорских плантаций – Россия. Каждый третий собранный в Эквадоре банан отправляется в нашу страну.
В конечном счёте многие мировые банановые дороги ведут в РФ. Очищая кожуру, можно не сомневаться. Прежде чем попасть к вам в руки, фрукт вырос в предгорьях Анд, затем его погрузили на громадное судно-рефрижератор, оно миновало Панамский канал, пересекло Атлантический океан и добралось до порта Санкт-Петербург. Откуда ароматный груз развезли по всей стране.
Во-вторых, торговать бананами крайне прибыльно. В Эквадоре экономические неурядицы. После того как к власти в этой стране пришли социалисты, экспортные цены на бананы устанавливает правительство. Между прочим, на выборах нынешние лидеры боролись с эквадорским банановым бароном, владельцем крупнейших плантаций Альваро Набоа. Победили с минимальным перевесом. Теперь – пожинают плоды.
В лучшие годы банановая экономика процветала при стоимости 8–10 долл. за стандартную коробку весом 22 килограмма. Но нынешней осенью фрукты расходились плохо. Руководителям страны – Рафаэлю Корреа и Ленину Вольтеру Морено (это не опечатка) пришлось принять непопулярное решение, опустив цены до 5–6 долл. за коробку. Беда пришла не одна: вдобавок банановые деревья в ведущих провинциях-производителях Гуаяс и Лос Риос поразил грибок. Хозяйствам и так было несладко: в последние, социалистические, годы продуктивность эквадорских почв снижается. Правительство помогло, как умело: ввело чрезвычайное положение в банановом секторе экономики и принялось окуривать плантации химикатами за счёт государства.
Всё это окончательно подорвало благополучие аграрных хозяйств Эквадора. Зато какая радость российским импортёрам. В пересчёте на наши деньги закупочная стоимость бананов упала до 7–8 руб. за килограмм. Цена того же товара на российских прилавках в три-четыре раза выше. Так что хоть фрукт и недорог, прибыль участников банановой цепочки всё равно нескромная. К тому же продавцам повезло вдвойне: российский потребитель в бананах традиционно совершенно не разбирается. Берёт что дают, а дают часто не лучшее. В отличие от европейских покупателей, у нас не знают не только марок и страны происхождения, но даже сортов бананов. Хотя их существует более 500. Некоторые по пищевым качествам не лучше кормовой травы.
Фруктовая революция
Есть и третий момент, напрямую определяющий расстановку сил на российском фруктовом рынке. Банановый бизнес – не так банален, как кажется. Конечно, урожай собирают 52 недели в году, поэтому крупных сезонных колебаний цен, дефицита и т.п. – не бывает. Но, когда везёшь фрукты через полмира, возникают огромные риски. Судите сами: общий срок хранения бананов с момента сбора на плантациях – немногим более месяца. Транспортировка из Эквадора в РФ на судах-рефрижераторах занимает 12–15 суток. Как только корабль приходит в порт, бананы доводят до дозревания в специальных камерах. Это занимает от 3 до 8 суток. В итоге время на продажу, до момента, когда товар испортится, – одна-две недели.
Партии нужно везти громадные, время всегда поджимает. Вероятность погореть, поскользнувшись на этой кожуре, огромная. Вот почему вроде бы простым банановым ремеслом почти не занимаются мелкие компании-поставщики. В итоге – рынок поделили акулы. Поставки этих (как и многих других) фруктов в РФ давно и прочно монополизировали несколько очень крупных компаний-импортёров. Причём «несколько» – громко сказано. До недавнего времени основных импортёров было три, осталось два. Оба – представители так называемого питерского бизнеса.
Номер один на рынке – компания JFC, доля которой в российском банановом пироге, по самым скромным экспертным оценкам, составляет 25%. Начинали 17 лет назад с малого. Затем грянул 1998 год. В отличие от остальных поставщикам бананов тогда крупно подфартило. В кризис население отказалось от дорогих продуктов, зато продажи дешёвых бананов резко рванули вверх. В результате из маленькой компании выросла фруктовая империя. В стремлении поскорее отъесть максимальную долю рынка эта организация порой перебирала в усердии. В частности – прославилась шокирующе глупой массовой рекламой под лозунгом: «Съел банан – спас мир».
Как бы то ни было, капитал в итоге сколотили приличный. Настолько, что сейчас основатель и председатель совета директоров крупнейшего фруктового холдинга Владимир Кехман больше известен как любитель оперы и балета. В 2007 г. он вложил 500 млн. руб. в реставрацию Михайловского театра в Петербурге (бывший Императорский театр). Вскоре стал директором этого культурного учреждения. Теперь банановый магнат назначает руководителей балетных трупп и даёт интервью на темы высокого искусства.
Другие крупные игроки банановой сцены тоже родом из Питера. Это компании «Санвей» и «Сорус». По отношению к империи В. Кехмана они всегда выступали в роли догоняющих. Но постепенно разрыв сокращался. Битва за рынок между большой тройкой шла буквально до последнего банана. Соревновались во всём – у кого больше зафрахтовано судов, кто договорится о контрактах на урожай самых крупных эквадорских хозяйств и т.д. Ещё в 2005 г. банановая война вышла на принципиально новые рубежи: российские компании принялись скупать земли в Эквадоре. JFC обзавелась угодьями общей площадью 1,2 тыс. га.
В ответ «Сорус» купил в этой стране 900 га, «Санвей» – 360 гектаров. Банановая гонка оборвалась в 2009 году. «Сорус» перебрал кредитов, не смог рассчитаться по долгам и обанкротился. С тех пор на рынке осталось только два крупных игрока, накал конкурентных страстей постепенно сошёл на нет.
Что в итоге? Разумеется, подозрительна ситуация, когда пара компаний контролирует поставки фруктов в страну – крупнейшего мирового импортёра. Это наводит на мысли: не потому ли бананы по дороге в РФ дорожают в четыре раза, а многие другие фрукты – в 5–10 раз? Другой момент – доля эквадорских бананов на рынке РФ более 95%. Но эта страна хоть и крупнейший, но далеко не единственный поставщик такого товара. Есть сильные конкуренты: Коста-Рика, Колумбия, Гватемала и Филиппины. Некоторые сорта бананов родом из этих стран качественнее эквадорских, вдобавок дешевле. Но их к нам не возят. Так что, конечно, РФ давно требуется фруктовая революция. Пора стряхнуть банановую монополию. Вопрос – что станет движущей силой перемен?