На этой неделе одним из важнейших событий на рынках стало решение Национального банка Швейцарии установить фактическую привязку своей валюты к евро. Аргументируется оно тем, что стоимость франка неоправданно завышена, а сам курс национальной валюты начинает представлять угрозу для экономики с точки зрения экспорта и ценовой стабильности. ЦБ установил минимальный ориентир курса евро по отношению к франку на уровне в 1.20.
По иронии судьбы, нынешние действия швейцарского ЦБ напоминают аналогичные меры, которые предпринимались властями страны в 70-е годы прошлого века. Национальный банк пытался остановить усиление франка сначала к доллару, а позднее и против немецкой марки. Когда в 1972 г. началось масштабное падение курса доллара, а в мире пошла инфляционная волна, которая затем усилилась под влиянием нефтяного шока, Национальный банк Швейцарии пытался сдерживать укрепление франка.
Сначала были введены штрафные санкции по франковым счетам на банковских депозитах для иностранцев. Эта мера была введена в 1972 г. и стоила для нерезидентов около 2% в квартал в зависимости от суммы счета. Однако даже такие меры не помогали, и курс франка к 1978 г. вырос еще на 75% к доллару и на 50% к марке. Тогда в 1978 г. власти ввели новый налог на депозиты в размере уже 10% в квартал, но и это не помогло. И только фактическая привязка курса франка к марке в том же 1978 г., помогла остановить рост франка.
Однако ценой этого решения стал всплеск инфляции уже в самой Швейцарии, где потребительские цены выросли с 0,7% в 1978 г. до почти 7% к 1981 году. В результате Швейцария столкнулась с проблемами в экономике и финансовой системе. Вполне можно допустить, что и в этот раз ЦБ Швейцарии удастся остановить укрепление франка. Но ситуация в настоящее время отличается от того, что было в 70-е годы.
Прежде всего это состояние балансового счета Национального банка. Дело в том, что в 1978 г., когда ЦБ проводил мероприятия, направленные на ослабление франка, балансовый счет вырос вдвое, но составлял всего лишь 26% от объема ВВП. Сейчас же балансовый счет ЦБ уже составляет свыше 50% от ВВП. Иными словами, Национальный банк в любом случае вынужден будет столкнуться с новой дилеммой.
Что делать в том случае, если начнется рост инфляционного давления в экономике и она столкнется с новой инфляционной волной в стиле 1981 года? В этом случае, чтобы не развалить финансовую систему, регулятору придется активно начинать стерилизацию или даже начать распродажу накопленных резервов. До каких высот тогда вырастет курс франка, трудно даже представить.