Правительство щедро оплатило работу сотен экспертов, выделив миллиард рублей на разработку нового варианта «Стратегии развития – 2020». По сути, это попытка собрать лучшие умы страны и спросить совета: что делать дальше? Ученых разбили на два десятка профильных групп (по проблемам и отраслям) – работа кипит с весны 2011 года.
В августе на столы высокопоставленных чиновников легли первые плоды – предварительный вариант Стратегии-2020. Блюдо еще очень сырое, но отдельные части вполне годятся в качестве пищи для ума. Правда, прочитав этот доклад (объемом с «Войну и мир»), «АН» убедились, что пока его основной ингредиент – это горькие истины. А вот патоки, славословий и комплиментов в адрес экономической политики государства последних лет – явно недоложили.
Совет преподавателей
Надо сказать, пока Стратегия-2020 выглядит странно. Заметно – в некоторых проблемах и отраслях авторы разбираются гораздо лучше, чем в остальных. Если бы документ действительно был дорожной картой, сверяясь с которой должен двигаться караван российской экономики, путешествие вышло бы полным загадок, неожиданностей и приключений. Потому что многие части экономического пространства остались белыми пятнами, другие нанесены легкими штрихами. Зато местности, порой не самые значимые, – разрисованы во всех красках и подробностях.
Скажем, огромная часть документа – великолепный анализ такой невеселой темы, как будущие доходы и расходы бюджета (более половины денег госказне по-прежнему приносит ТЭК, просвета не видно). Сразу понятно – тут хорошо потрудились выходцы из Минфина. Огромная часть Стратегии посвящена устрашающей ситуации в высшем образовании. Ясно почему – многие нанятые правительством эксперты это ректоры и профессора вузов. Тема им близка как никакая другая. В то же время давно зашедшая в тупик жилищная политика почему-то описана в радужных красках. Вероятно, у представителей экспертного сообщества нет острых квартирных вопросов. Про нашу давно растущую не в том направлении финансовую систему – в докладе лишь несколько ничего не значащих фраз. Про развитие промышленности и реального производства – вообще ни слова. Это на миллион с лишним знаков.
Хотя базовый диагноз экономической политике государства дан точный. Последние годы его доля в экономике растет устрашающими темпами. В результате вороватые и не всегда дееспособные госкорпорации подмяли под себя почти все самые сладкие отрасли. В кризис они и вовсе перешли в наступление, поглощая и скупая все, что попадалось на глаза. Таким образом, им удалось подмять под себя предприятия, по самым скромным оценкам, создающие минимум 35% ВВП. В финансовом плане результат еще нагляднее. Половина стоимости всего российского фондового рынка приходится на акции госкомпаний. По мировым меркам, доля немыслимо высокая.
Свободные руки
Но это не потому, что правительство с радостью дало зеленый свет госкапитализму. Оно давно запуталось в непростой ситуации. Выбор стоит между двух зол. Главные богатства экономики создает ТЭК. Проблема в том, что рабочих мест в ресурсных отраслях для страны со 140-миллионным населением – очень мало. В лучшем случае туда можно пристроить одного из десяти трудоспособных граждан. Остальные напрямую к ресурсной кормушке не попадают. Поэтому в глобальном плане властям приходится выступать регулировщиком экономики. За счет ТЭКа
поддерживают другие не настолько богатые отрасли. Пока что из-за давней технологической отсталости их вклад в развитие национальной экономики скромный. Зато они создают огромное число рабочих мест.
Вторая ловушка, в которую угодило государство, также связана с естественным желанием пристроить людей к делу. Более 20% работающих граждан РФ – бюджетники. Численность врачей и учителей не растет, военных – сокращается. Зато такой класс, как чиновничество, – разбухает на глазах. В 2000 г. в России было 1,16 млн. госслужащих, в конце 2010 г. – 1,65 миллиона. Численность государственных служащих в России избыточна. Например, число сотрудников налоговой службы составляет 12 на 10 тыс. человек населения. В то время как в США показатель – 3, что в четыре раза меньше. Численность таможенной службы в России – 68 тыс. человек, это 5 на 10 тыс. человек населения. В США – таможенников 2 на 10 тыс. населения, причем в этот показатель включают пограничные войска, которые в РФ учитываются отдельно.
«В госуправлении – огромное поле для сокращений. Давно пора ликвидировать большую часть бесчисленных контролей и надзоров. Они никого ни от чего не защищают. А знаете, сколько у нас людей в погонах? Порядка 3,5 млн. человек при 70 млн. работающего населения. Из них в армии – только миллион. Зато в правоохранительных органах у нас 13 человек на 10 тыс. жителей, тогда как в США – только три», – рассказывает один из авторов Стратегии-2020.
Из Стратегии-2020
Про медицину
По уровню финансирования здравоохранения Россия намного отстает от западноевропейских стран. Доля общих расходов на здравоохранение в ВВП у нас почти в 1,7 раза меньше, чем в странах ЕС (5,2% против 9%). Доля госрасходов на здравоохранение в ВВП – меньше в два раза (3,4% по сравнению с 6,9%). В абсолютном выражении в расчете на человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем страны ЕС. Зарплата российского врача лишь на 10% превышает среднюю по экономике. В то же время в странах Центральной Европы она в 1,5–2 раза выше средней, в ведущих индустриально развитых странах даже начинающие врачи принадлежат к верхнему среднему классу.
Про налоги
Необходимо снижение ценовой доступности табачной продукции и алкогольных напитков за счет поэтапного повышения акцизов. В 2012 г. – повышение акциза на табачную продукцию до 15 руб. за пачку, повышение акциза на водку на 15%. В 2013–2014 гг. – соответственно до 25–50 руб. за пачку и на 25% – на водку. Ориентиром для роста налога на табак должен быть средний уровень налога в странах Европейского региона. Как показывают опросы населения, более половины российских граждан поддерживают повышение цен на водку и более 70% – на табак.
Про жилье и города
Расчеты Института экономики города показывают – запланированные государством объемы жилищного строительства (145 млн. кв. м в 2020 году) могут привести к резкому падению цен на жилье.
Запланированная правительством ориентация на комплексное освоение новых земельных участков в городах может привести к отрицательным результатам. Например, освоение новых территорий в городах, численность населения которых не растет (Новосибирск, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Воронеж, Кемерово) или снижается (Волгоград, Саратов, Ульяновск, Тула, Брянск) может привести к формированию заброшенных районов старой неблагоустроенной жилой застройки. В таких городах необходима приоритетная реконструкция уже застроенных территорий. С другой стороны, в растущих городах (Казань, Красноярск, Белгород, Курск, Тюмень, Екатеринбург, Улан-Удэ) необходимо сочетать освоение новых земельных участков и реконструкцию застроенных.
Дороги для олигархов
Какие еще обнаружились перекосы и сложности? «Существуют три крупнейшие национальные проблемы. Это то, что обеспечивает «связывание страны» – транспортная сеть, инфраструктура. Вторая – проблема жилья, мы сильно отстаем от развитых стран по доступности квартир для молодежи. Третья – пенсионное обеспечение», – объясняет ректор Высшей школы экономики Я. Кузьминов.
По его словам, у руководителей всех работающих над Стратегией экспертных групп разные взгляды, но общее мнение. Несмотря на любые бюджетные ограничения, России нельзя экономить на образовании и здравоохранении. Бюджетные расходы на них обязаны вырасти на 1–1,5% ВВП. Речь идет об огромной сумме – более 500 млрд. рублей. Правда, где взять такие деньги – тут мнения сильно расходятся.
В общем, крупных и не очень проблем в экспертных трудах обозначено – не сосчитать. Но главное то – чего в них нет. «Пока Стратегия-2020 лишена стержня, в ней нет общенародной идеи. Например, нам говорят о каких-то 42 инвестиционных проектах развития экономики, на финансирование которых будет ориентирован трехлетний государственный бюджет. Но эти 42 проекта пока даже не названы, неизвестно, во что они обойдутся народу и что мы получим от их реализации», – говорит доктор экономических наук, академик С. Кимельман.
Худший вариант – если правительство предложит десятки «мегапроектов» в том же духе, в каком их реализовали последнее десятилетие. «Каких только лозунгов не провозглашали в последнее десятилетие, каких только строек не начинали! Но среди них нет ни одного заметного проекта по развитию минерально-сырьевого сектора, который приносил бы сегодня реальный доход», – объясняет один из работающих над стратегией аналитиков.
Обычная история – когда глубоко частные интересы выдают за общегосударственные. Под этим соусом нередко тратятся десятки миллиардов рублей федерального бюджета. Наглядных примеров хватает. Скажем, в Республике Тува с немалой помпой за счет бюджета начато строительство железнодорожной ветки Кызыл – Курагино. В действительности проект стоимостью 131 млрд. руб. пролоббирован угольными олигархами, рассчитывающими, что по новой ветке ценнейшие антрацитовые угли Элегестского месторождения пойдут на экспорт в Японию. По аналогичной причине на БАМе началась другая стройка века – строительство железнодорожной ветки до Катугинского месторождения редких металлов. При этом проектировщики катугинской ветки «забыли» сделать ответвления до соседних Удоканского месторождения меди и Чинейского месторождения титано-ванадиевых руд. Потому что право их разработки принадлежит другим олигархам, не столь успешно лоббирующим свои интересы.
В общем, пока основная проблема Стратегии-2020 – сама стратегия. Сумеют ли договориться эксперты? Выйдет ли у них цельный, законченный документ с ясными идеями? Или труд так и останется набором благих пожеланий. И главное – даже если Стратегия получится на загляденье – прислушается ли к ней правительство? На этот счет официальный рупор премьер министра, секретарь В. Путина г-н Песков выразился туманно: «В экспертных группах будут выработаны идеи, но будут ли они использованы, правительство посмотрит».