Китайский автопром без объявления войны конкурентам начал второй этап массированного наступления на РФ. Цель – безраздельное господство на отечественном авторынке. Куш огромный! Аналитики предрекают России блестящее автобудущее. По прогнозам, в 2014 г. наша страна станет крупнейшим автомобильным рынком Европы, седьмым – мира. Объем продаж новых машин превысит 1,5 трлн. руб. в год. Первая попытка четырехколесных китайцев закрепиться в РФ захлебнулась, наткнувшись на эшелонированную оборону правительства. Возьмут ли укрепления со второго раза?
Национальный проект
Автопроизводители КНР не скрывают, их конечная цель – никакое не господство в отдельно взятой стране. Берите выше – речь о покорении мира. Такую программу-максимум в КНР озвучивают с самых высоких трибун. Об этом заявляли и партийные вожди и директора автоконцернов. В частности, на данную тему любит размышлять Ли Шуфу – владелец крупнейшего в Китае автопроизводителя – компании «Гили».
Он не одинок в своем стремлении. На территории крупнейшей мировой сборочной фабрики работают 160 автозаводов. Из них только 13 – совместные предприятия с мировыми автоконцернами. По закону, открывая конвейер в КНР, мировые автогиганты обязаны брать в партнеры китайских предпринимателей. Те, в свою очередь, будучи людьми партийными и при погонах, обогащают промышленный потенциал КНР, занимаясь воровством технологий.
Так что остальные китайские автофабрики стремительно осваивают зарубежные премудрости производства. Новые конвейеры растут как грибы после дождя, поскольку денег не жалеют. Это политика компартии КНР. Автопром – один из четырех ключевых китайских национальных проектов наряду с созданием «Единой энергосистемы Восток – Запад» и гигантским планом строительства водных каналов с севера на юг. Обычная практика – новые автозаводы напрямую финансируют из бюджетов провинций, в которых они расположены. Партийные боссы напрямую рулят развитием автопрома. Чуть что – не стесняются вызывать на ковер и директоров, и хозяев заводов.
Каков эффект? С такими темпами роста через несколько лет Китай будет выпускать больше машин, чем весь остальной мир. Показатели – беспрецедентные. С 2002 по 2008 г. автопроизводство в КНР в среднем шло в гору со скоростью 21% в год. В 2009 г. прыгнуло выше головы, скакнув вверх сразу на 50%. Именно в 2009 г. Китай впервые обогнал Японию по выпуску легковушек и стал крупнейшим автопроизводителем в мире. Сейчас у КНР – 18% мирового производства. При этом местная промышленность и дальше рвется в небо безумными темпами – каждый год производят минимум на 1 млн. автомобилей больше, чем в прошлом. Между прочим, одна только эта прибавка вдвое больше годового объема производства крупнейшего производителя РФ – АвтоВАЗа.
Куда деваются горы все новых и новых машин? Внутренний рынок КНР не резиновый, он перенасыщен. По расчетам, к 2020 г. местный автопарк вырастет с нынешних 63 млн. до 200 млн. автомобилей. За то же время с учетом нарастающего выпуска с китайских конвейеров сойдут 300 млн. машин. Возникнет навес, превышающий годовой объем мирового выпуска (60 млн. автомобилей в год).
Взрывоопасная индустрия
Если этот вал обрушится на рынки стран «золотого миллиарда», их экономикам не поздоровится. Проблема – стратегическая. Для любой страны сдать автопром – то же, что подарить потенциальному врагу все сырьевые ресурсы. Автобизнес – такой же огромный и прибыльный, как газовый и нефтяной. В списке крупнейших компаний мира «Форчун-500» нефтегазовые гиганты идут строка к строке с автомобильными. Например, доход «Тойоты» – в 2,4 раза больше, чем у «Газпрома»; «Фольксвагена» – в 1,5 раза; «Дженерал Моторс» и «Даймлера» – на 20%.
Значение автопроизводства для экономики преувеличить сложно. В Германии машиностроение дает 20% ВВП и обеспечивает треть рабочих мест. «Фольксваген» и «Даймлер» – две крупнейшие компании страны, «БМВ» – девятая по величине. Для немецкой, японской, корейской, частично французской и итальянской экономик последствия китайского нашествия будут равносильны прямой ядерной бомбардировке промышленности.
Вот почему там не горят желанием видеть на своих дорогах «взрывоопасную» продукцию китайского автопрома. В целях обороны нежданных четырехколесных гостей из Азии завалили патентными исками. Благо, прицепиться есть к чему. Кроме скрытого воровства технологий КНР прибегает к прямому копированию. Например, китайский автомобиль БИД купе как две капли воды похож на Мерседес CLK. Малолитражка Пери производства завода «Грейт Волл» – некачественное подражание Фиат Панда. Также в экспортном арсенале китайского автопрома нашлись братья-близнецы Дэу Матиз, Хаммера и Смарта. Проще говоря, за основу взяты почти все популярные модели, есть даже серийные копии Роллс-Ройсов. Для китайцев попытка двинуть эту армию клонов на западные рынки кончилась плохо. Например, «Грейт Волл» впаяли штраф в 50 тыс. евро за каждую проданную в ЕС машину-подражателя. После чего выставили из ЕС и попросили не возвращаться.
Так что с покорением мира пока не выгорело. Взоры закономерно обратились на север – в Россию. Первая попытка захвата китайцами нашего авторынка напоминала блицкриг. Как обычно, в качестве крупнокалиберного оружия в ход пошли невероятно низкие цены. Когда нафаршированная под завязку различными опциями машина стоит вдвое-вчетверо дешевле формально аналогичной японской или европейской – на качество почти никто не смотрит.
Скрытая угроза
Еще недавно на Западе бытовало мнение: китайский автопром – вещь в себе, нацелен только на внутренний рынок и в ближайшие 30 лет не сможет выпустить конкурентоспособный автомобиль. Но в прошлом году германская ассоциация автопроизводителей решила проверить, так ли это, заодно – оценить масштаб явления. Она заказала аналитическое исследование. Немцы пришли к настолько потрясающим выводам, что не поверили и принялись перепроверять расчеты. Все подтвердилось: щедрые госкредиты обеспечили невиданный в истории подъем автопрома. В 1992 г. в Китае собрали 1 млн. машин, в 2000 г. – 2 млн., в 2010 г. – 18 млн. Это больше, чем выпустили все страны ЕС вместе взятые. Для сравнения: второй производитель мира – Япония – в 2010 г. произвела 9,6 млн. автомобилей. В США собрали 7,8 млн. машин, в Германии – 5,9 миллиона. Для сравнения: с российских конвейеров в прошлом году сошли 1,4 млн. машин. Тут мы на 14-м месте в мире, опережаем Великобританию, сильно – Италию, но отстаем от Франции, Индии и Бразилии.
Поначалу политика ценовой бури и натиска дала плоды. Наша страна стала надежным оплотом для таких «всемирно известных» марок, как Гили, БИД, Фав, Чери, Грейт Волл, Лифан и т.д. С 2004 по 2008 г. китайцы продали в РФ 400 тыс. машин. Рост шел по нарастающей. В 2005 г. автомобили из КНР заняли 1% российского рынка иномарок, в 2006 г. –2,3%, в 2007 г. – 3,5%. В эпохальном 2007 г., когда китайский автопром представил самое большое количество новинок на Московском автосалоне, заводы КНР ухитрились продать в нашей стране больше автомобилей, чем по всему остальному миру.
Правительство проснулось не сразу. Лишь после того, как до Минпромторга и Минэкономразвития дошло: китайцы с их ценами – главные гробовщики АвтоВАЗа. Только тогда в ответ заговорила тяжелая чиновничья артиллерия. Первый контрудар – китайским производителям отказали в режиме промсборки. Он позволяет беспошлинно ввозить крупноузловые комплектующие – то есть почти готовые машины. Кроме того, провели воспитательную беседу с руководством калининградского завода «Автотор» – основного оплота отверточной сборки китайцев в РФ. Вскоре предприятие отказало им от двора. Вскоре продажи китайских авто рухнули в сотни раз – по сути, их стерли залповым огнем с автомобильной карты РФ.
Кавказский фронт
Огромную роль тут сыграла личная позиция премьер-министра. Осведомленные источники рассказывают – В. Путину очень не нравится мысль, что наши дороги «усеют китайские корыта с гвоздями», не соответствующие элементарным нормам безопасности и презираемые за низкое качество даже в собственной стране (сами китайцы посмеиваются над продукцией своего автопрома).
Но цена и упорство на рынке решают все. О начале второй волны китайского наступления стало известно постфактум. Не было громких заявлений в печати, в КНР никто не озвучивал масштабные планы «покорения северных территорий». Тем не менее с начала 2011 г. массовые высадки китайского автодесанта отмечались то в одной, то другой точке РФ. Вскоре мозаика сложилась в картину.
Первым плацдармом прорыва стал автозавод «Дервейс» (г. Черкесск). Предприятие, построенное в 2003 г., сначала собирало автомобили на основе румынских шасси, затем перешло на китайские. Чего там только ни делали – даже восточные копии внедорожников Тойота Ленд Крузер, Ниссан и т.д. Сейчас «Дервейс» договорился о масштабном выпуске автомобилей Хайма 3 и Хайма 2 (по 25 тыс. штук в год). Это китайские вариации на тему второй и третьей Мазды. Кстати, соседи ингуши приезжали смотреть на успехи китайского бизнеса в Карачаево-Черкесии. После чего глава Ингушетии объявил – надо построить такой же завод и в нашей республике.
Также сборкой китайских автомобилей занялся предприниматель О. Дерипаска. В прошлом году группа ГАЗ договорилась о сборке китайских грузовиков FAW на заводе "Урал". Будущий объем выпуска пока не объявлен. Новое производство не станет банальной отверточной сборкой. ГАЗ обещает использовать в машинах совместного производстива двигатели собственной разработки. Это тяжелые дизели ЯМЗ-650 и средние - ЯМЗ-530. Пятьсоттридцатые моторы созданы совместно с австрийской инжиниринговой компанией AVL, их производство наладят в Ярославле с октября 2011 года.
Есть и другие точки прорыва. Китайский концерн «Грейт Волл» подружился с российским автодилером «Ирито». Они объявили о совместном запуске сборочного автозавода в Липецкой области. Региональные власти уже выделили под проект 600 га земли. Аналогичный винтовой цех вскоре вольготно разместится в Ульяновске. Там создано российско-китайское СП по сборке автомобилей BAW. Будущая мощность конвейера – 40 тыс. машин в год.
Уже ясно – китайские машины вернулись в РФ всерьез и надолго. Правительство уже было расслабилось, думая, что разобралось с угрозой. Тем временем продажи китайцев опять пошли в гору. По статистике, в 2010 г. в РФ продано 32,4 тыс. китайских автомобилей. В лидеры выбилась марка Вортекс, которую свинчивают на ТагАЗе в количестве 10 тыс. штук в год. В общем, китайцы действуют по заветам великого стратега Сунь Цзы, автора легендарного «Искусства войны». «Война – путь обмана. Если ты можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если пользуешься чем-нибудь, показывай, будто не пользуешься; хотя бы ты был близко, показывай, будто ты далеко». Эти и побеждают. Найдется ли у российского правительства мудрость, чтобы противостоять такому противнику?