Республики Северного Кавказа решили – их экономикам слегка не хватает динамики развития. Такие проблемы в округе принято решать без лишних церемоний. Поэтому, не моргнув глазом, у Центра запросили дополнительную помощь на гигантскую сумму 3,75 трлн. рублей. Это почти половина годового дохода федерального бюджета. Эксперты в недоумении – Кавказу и без того помогают гораздо больше, чем другим регионам. А аппетитам все нет предела. Видимо, скоро потребуют все деньги страны.
Высшая справедливость
Жуткие суммы – вовсе не плод фантазий немного оторвавшихся от реальности региональных чиновников. Они черным по белому прописаны в госпрограмме «Развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». Предполагается, федеральный капитал пойдет на развитие туристических зон, строительство трубопроводов и дорог и прочие благие дела. Куда он денется на самом деле – особый разговор.
Для начала ошарашенные размерами кавказских аппетитов экономисты прикинули: самый большой объем помощи хочет получить Дагестан – ему потребовался 721 млрд. рублей. Чечне нужно 423,4 млрд. руб., Ингушетии – 365,5 млрд. руб., Кабардино-Балкарии – 338 млрд. и т.д. В то же время входящий в Северо-Кавказский округ Ставропольский край с населением вдвое большим, чем у Чечни, готов развиться всего за 62 млрд. рублей.
Что из этого следует? «Федеральному центру, по сути, приходится платить репарации правительству Кавказских республик. На восстановление денег действительно нужно много, но проблема в том, как проконтролировать расходы», – отмечает руководитель отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН Сергей Арутюнов.
Не секрет – поддержание относительно мирной жизни на Кавказе обходится федеральному центру весьма недешево. Конечно, к лучшему, когда вместо пушек и пуль договариваются купюры. Потому что денег можно напечатать сколько угодно, а людей не вернешь. Но все же цена уж очень высокая. Эксперты знают, насколько велика стоимость спокойствия в горах, но предпочитают помалкивать.
Хотя не надо быть доктором экономических наук, чтобы заглянуть в документы Минфина и найти там объем ежегодной помощи кавказским республикам из федерального бюджета. Всплывет вот что. В 2010 г. Республика Ингушетия получила федеральные дотации, субсидии и субвенции из расчета 15,25 тыс. руб. на душу населения в год. Показатель Чеченской Республики – 13 тыс. руб., Дагестана – 11 тыс. рублей. В то же время жителям небогатой Белгородской области от щедрот Центра перепало только 958 руб. на душу в год, Вологодской области – 1572 руб., Свердловской – 997 руб., Калужской – 1066 рублей.
Цифры станут еще красивее, если учесть такой факт – на Кавказе иной раз завышают реальную численность населения. Именно потому, что к ней привязан размер федеральной помощи. «Еще когда прошла перепись 2002 г., в большинстве республик Северного Кавказа наблюдалась очень большая приписка. Суммарно получилось, от 800 тыс. до 1 млн. человек записали лишних», – поясняет старший научный сотрудник Института демографии ГУ ВШЭ Дмитрий Богоявленский.
Северокавказский транзит
В общем, жителям самых небогатых регионов РФ, таких как Брянская, Ульяновская, Чувашская, Ивановская и Омская области, лучше не знать, какие бюджетные суммы перекачивают на Кавказ. Невероятно высокий размер вспомоществования – полбеды. Главная проблема – федеральные деньги помогают не столько населению республик, сколько отдельно взятым представителям местной власти.
Это тоже – далеко не секрет. Скажем, крупнейший специалист по экономике регионов профессор МГУ Н. Зубаревич прямо называет Северный Кавказ «черной дырой бюджетного финансирования». Доказательств, что государственные миллиарды там расходуют крайне сомнительно, – горы. Неспроста, например, еще в 2007 г. правительство без лишнего шума закрыло федеральную целевую программу экономического восстановления Чечни.
Видимо, с ничуть не меньшей пользой распределяют федеральную помощь в Республике Дагестан. Когда осенью случилась знаменитая утечка дипломатических документов посольства США, журналисты зачитывались описанием роскошнейшей свадьбы одного известного дагестанского политика, депутата Государственной думы. «Его дом – огромная постройка на берегу Каспийского моря, основную часть которой составляет громадная круглая зала для приемов, похожая на большой ресторан. К ней примыкает 40-метровая зеленая башня с колоннами, похожая на контрольную башню аэропорта».
Возвращаясь к межбюджетным отношениям. Одним из самых выдающихся отверстий бюджетной черной дыры эксперты называют многомиллиардные хищения федеральных дотаций на ЖКХ. Многие муниципальные чиновники на Кавказе воспринимают эти деньги как собственный личный доход. «Ситуация с платежами за услуги ЖКХ в округе катастрофическая. Задолженность трех республик – Чечни, Дагестана и Ингушетии – только перед энергетиками достигла 13 миллиардов рублей. Тарифы на электроэнергию устанавливают произвольно. Поэтому средства, тратящиеся госсектором, крупнейшим работодателем в Северо-Кавказском округе, на оплату коммуналки в ряде регионов являются основой для развития бизнеса, аффилированного с руководством», – рассказывает высокопоставленный чиновник Минрегиона.
В общем, с такими простыми, понятными и на редкость прозрачными делами по части расходования федеральных бюджетных средств судьба запрошенных Северным Кавказом у правительства 3,75 трлн. руб. – не вызывает ни малейших сомнений. Аналитики намекают – никто не удивится, если огромная часть этих триллионов осядет в карманных структурах руководства, а затем перекочует на счета в банках некоторых арабских стран.
Понравится это и федеральным чиновникам. Ворованные и «откатные» деньги на распиле бюджета страны стало опасно хранить в Европе и Америке. Так что «северокавказский транзит» станет для них настоящим подарком судьбы.