Аргументы Недели → Экономика № 22(263) от 09.06.2011

Триллионы Миллера

Куда бывший директор питерского порта ведет газовую отрасль

, 19:51 , Обозреватель отдела Экономика

Крупнейшая компания России и 50-й по величине гигант мира празднует юбилей. Исполнилось 10 лет, как к пульту управления корпорацией «Газпром» поставили А. Миллера. Поскольку его уже переназначили на очередной срок – до 2016 г., можно сказать – в «Газпроме» пошла третья пятилетка Миллера.

Рулить бизнесом с оборотом 3,6 трлн. руб. в год – не всем по плечу. Говорят, поначалу вчерашний директор по развитию морского порта Санкт-Петербурга до мая 2001 г. ни сном ни духом не ведал о тонкостях работы газовой промышленности. Стеснялся своего фантастического вознесения на деловую Джомолунгму. И прятал глаза от коллег.

Но через пару лет освоился. В 2008 г. г-н Миллер поразил мир прогнозом: скоро газ будет стоить 1 тыс. долл. за
1 тыс. кубометров, а «Газпром» подорожает до триллиона долларов и станет самой ценной компанией на планете. Уже не национальным, а мировым достоянием. Эти планы руководителя газового гиганта, как и некоторые другие, не сбылись. Ошибка вышла в восемь раз. В чем еще промахнулся
г-н Миллер за первые две пятилетки и чего ждать от третьей?

Детский бизнес

Предшественник А. Миллера Рем Вяхирев прославился среди подчиненных крылатой фразой: «Сначала воруй для «Газпрома», потом для себя». Чего не отнять у сменившего его питерского управленца – он изрядно прошерстил прежние стройные ряды сторонников этой идеи.

Когда-то в «Газпроме» шутили: «Отец газ качает, а сын продает». Некоторые добавляли:
«А брат – бурит». Поставки голубого топлива на внутренний рынок РФ были глубоко убыточны, зато экспорт кормил корпорацию до отвала. Продажами за рубеж занималась дочерняя компания «Газэкспорт». Понятно, руководить этим сверхответственным направлением Р. Вяхирев поставил самое доверенное лицо.
А именно – своего сына Юрия. Бурением для «Газпрома» занималась компания «Бургаз» под чутким руководством брата
Р. Вяхирева Виктора.

И это – не все. В такой крупной корпорации – хлопот не оберешься. Даже в голодные 1990‑е гг.
вялотекущие стройки и ремонт обходились «Газпрому» примерно в 3 млрд. долл. в год. Как уследить за таким беспокойным хозяйством? На горячий фронт бросили дочь Р. Вяхирева Татьяну Дедикову. На подмогу ей подоспели Виталий и Андрей Черномырдины – сыновья премьер-министра РФ и экс-министра газовой промышленности СССР.

Таких темных историй, стоивших миллиарды долларов насквозь дырявому бюджету 1990-х гг., было множество. Например, компания «Итера» получала от «Газпрома» 60 млрд. куб. газа в год по цене внутреннего рынка  5–6 долларов. И перепродавала их за рубеж по 30 долларов. Это приносило прибыль – до 3 млрд. долл. в год. «Газпром» носился с этой компанией, зарегистрированной в городе Джексон-Вилль, штат Флорида, как с любимой игрушкой.

Полный список владельцев «Итеры» так и не раскрыли. Хотя витали подозрения – это те же люди, которые засветились в истории со «Стройтрансгазом». Суть такова: многочисленные сыновья и дочери «Газпрома», включая Т. Дедикову, братьев Черномырдиных и родственников В. Шеремета (первого зама Р. Вяхирева), контролировали почти пятую часть акций компании – главного строительного подрядчика газовой корпорации. Это был «Стройтрансгаз». В свою очередь, строительная компания по случайному стечению обстоятельств владела 6,2% акций «Газпрома». Для справки: в 2008 г. – на пике стоимости акций «Газпрома» – цена бумаг, принадлежавших детям газового гиганта, равнялась бы скромной сумме 3,7 млрд. долларов.

Приятели из порта

Но к тому времени у этих акций уже были другие хозяева.
В 2000 г. под прицелами телекамер В. Путин заглянул в честные глаза Рема Ивановича и произнес коронную фразу: «Где деньги-то?» Тот сразу все понял и на всякий случай вскоре публично заявил, что устал и хочет на отдых. Скорейшей передаче дел в новые руки, как водится, поспособствовала массивная атака прокуратуры. Наверху старика решили не тревожить. Напоследок с формулировкой «за многолетний добросовестный труд» его даже наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV (самой низкой) степени и в мае 2001 г. отправили на заслуженную пенсию.

Внакладе никто не остался. Спустя несколько лет после отставки журнал «Форбс» внезапно включил Р. Вяхирева и В. Шеремета в список долларовых миллиардеров. По мнению аналитиков, в 2004 г. на пару они все еще владели 4,5% акций «Газпрома» стоимостью 2,4 млрд. долларов. Представители Р. Вяхирева это отрицали, уточняя – «под нажимом государства с акциями давно расстались по цене в несколько раз ниже рыночной». Как бы то ни было, сумма все равно вышла приличная.

Конечно, былых капиталов уже не видать. Первым делом новая метла устроила в «Газпроме» великое перераспределение всего и вся. В 2002 г. Вяхирев-младший написал заявление по собственному. «Стройтрансгаз» отодвинули от крупных проектов (сейчас доля «Газпрома» в его заказах менее 7%) и вежливо попросили вернуть акции газового гиганта.

Очень скоро г-н Миллер заменил всех людей Вяхирева на ключевых постах. С подбором кадров он действовал незатейливо. Например, главным бухгалтером «Газпрома» стала
Е. Васильева, работавшая с Миллером на аналогичной должности в питерском Морском порту. Имуществом «Газпрома» поручили заведовать бывшему управляющему петербургским отелем «Астория» А. Красненкову. Весь внутрироссийский сбыт газа стал курировать еще один старый знакомый А. Миллера по порту – К. Селезнев.

В общем, люди росли на глазах с феноменальной скоростью. Наверное, вскоре Алексей Борисович оглянулся, увидел вокруг знакомые по предыдущим местам работы лица и почувствовал себя в прежней тарелке. Те, кто знаком с ситуацией изнутри, оправдываются – было не до тонкостей, действовать приходилось стремительно.

Например, как еще удалось бы буквально в последний момент предотвратить грандиозный раскол. В 1995 г. предприниматель, а ранее – слесарь из города Кривой Рог – Яков Голдовский подружился с бывшим зампредом Госплана СССР
А. Лукашовым. В свое время тот курировал весь советский нефтегаз, поэтому без труда вывел бизнесмена на руководство «Газпрома». Корпорация охотно профинансировала создание крупнейшего в РФ нефтехимического холдинга «Сибур». Мало того – «Газпром» передал «Сибуру» весь газоперерабатывающий комплекс Западной Сибири и огромный завод в Перми.

Долго ли коротко, к 2001 г. «Сибур» стоил более 1 млрд. долларов. Но владел им почему-то не «Газпром», а Яков Игоревич Голдовский. В ноябре 2001 г. на совещании в Новом Уренгое В. Путин наставлял новое руководство «Газпрома»: «Разинете рот, и у вас не будет не только «Сибура».

После этого проблема возврата активов компании стала вопросом принципа. Ситуацию разрулили так. Чтобы подобраться к г-ну Голдовскому, в 2002 г. его пригласили на прием к А. Миллеру. Охранники предпринимателя остались дожидаться босса перед дверьми личного миллеровского лифта. Наверху г-на Голдовского встретили люди в погонах. Он провел в СИЗО семь месяцев, после чего продал «Газпрому» акции «Сибура» в 10 раз дешевле рыночной цены (за 96 млн. долл.) и отправился проживать заработок в Вену.

Газовый взрыв

Покончив с собиранием раздробившихся в смутные времена активов и худо-бедно подобрав новые кадры, газовая империя огляделась по сторонам в поиске нового жизненного пространства. Тут и начинаются серьезные претензии к г-ну Миллеру.

Во-первых, «Газпром» слишком увлекся аппаратными и политическими играми и проморгал свою основную задачу – добычу газа. Она много лет топчется на отметке 450–500 млрд. куб. в год и постепенно снижается. Хотя план на 2011 г. – 505 млрд. кубов. Для сравнения: пик добычи газа пришелся на 1992 г. и составил почти 650 млрд. кубометров. «Дела в российской газовой отрасли идут не блестяще. Несмотря на очень крупные запасы в неразработанных месторождениях, добыча неуклонно падает и замещается газом, покупаемым в Средней Азии. У «Газпрома» не хватает денег на уже запущенные проекты на Ямале и в Баренцевом море. Пользуясь эксклюзивным правом на экспорт газа, газовая монополия тормозит начало проектов в Восточной Сибири», – констатирует управляющий консультант компании Cambridge Energy Research Associates
М. Вакуленко.

Последние 20 лет компания активно доила советское наследие – гигантские запасы Надым-Пур-Тазовского района. Три месторождения-великана – Медвежье, Ямбургское и Уренгойское – давали «Газпрому» до 70% всей добычи. Но многолетний топливный парад-алле подошел к концу. На основных скважинах Западной Сибири добыча падает на 7–10% в год, основные скважины истощились на 50–90%.

Во-вторых, возникли проблемы с разработкой новых месторождений. Газовая золотая жила XXI века – Ямал. Этот полуостров – второе дыхание российского сырьевого сектора. Голубого топлива там как минимум столько же, сколько во всех месторождениях знаменитого Надым-Пур-Тазовского района и больше, чем наберется в обеих Америках, вместе взятых.

Но добраться до сокровищницы непросто, главное – дорого. В кризис «Газпром» урезал бюджет на освоение Ямала с 210 до 150 млрд. рублей. Поэтому приходится корректировать планы. Например, полноценный пуск огромного Бованенковского месторождения перенесли на третий квартал 2012 года.

В-третьих, «Газпром» давно работает сам на себя. Интересы госбюджета для него – далеко не на первом месте. Вот простые цифры. При всем, что творилось при Р. Вяхиреве, в середине 1990‑х доля газа в экспортной выручке страны была вдвое выше, чем нефти. Сейчас она  составляет меньше половины выручки от нефти. С приходом А. Миллера «Газпром» начал платить за газ в несколько раз меньше пошлин и налогов, чем нефтяные компании за нефть. Хотя добыча газа обходится гораздо дешевле, чем черного золота.

Наконец, последнее, но – самое важное. Среди экспертов существует такое устойчивое мнение. Когда-то давно команда Миллера устроила блицкриг и согнала с насиженных мест многочисленных «родственников «Газпрома», угнездившихся в наиболее теплых денежных местах. Но сами по себе схемы  никуда не делись. Только вместо близких людей руководства в многомиллиардных финансовых потоках купаются представители нового поколения окологазпромовских предпринимателей. Все знают – кто эти люди, откуда они пришли, кому и зачем нужны. Но по понятным причинам предпочитают не распространяться на этот счет. Эта тема – как скопившаяся в воздухе запредельная концентрация газа. Вроде никто не замечает. Но, если рванет, мало не покажется.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram