В конце мая премьер В. Путин выступил с серией громких экономических заявлений. Такие слова часто становятся программными. Речь шла о втором удвоении ВВП, начале новой индустриализации и давно назревшей революции в дорожном строительстве. Что это – обычные предвыборные сказки, о которых через год и не вспомнят? Или серьезная попытка задать новый десятилетний вектор развития экономики?
Странная цифра
Мало кто помнит – ставшая легендарной идея удвоения ВВП к 2010 г., впервые озвученная В. Путиным 16 мая 2003 г., принадлежит опальному ныне бывшему экономическому советнику президента А. Илларионову. В свою очередь, Андрей Николаевич признается – он подсмотрел этот тезис у восточного соседа. Первым в истории задачу за 10 лет вдвое нарастить ВВП поставил ЦК компартии КНР. Дело было в 1978 году. Реальность сильно превзошла ожидания. В последующие 24 года китайский ВВП увеличился в 6,5 раза.
Что получилось у нас? С одной стороны, так и не сбылись знаменитые обещания догнать Португалию по уровню реальных доходов на душу населения. Португальская экономика, хотя и беднейшая в Западной Европе, в 2010 г. обеспечила 10,7 млн. гражданам страны благосостояние – почти в половину от уровня США. На душу населения там набежало 23 тыс. долл. в год против 47 тыс. долл. в Северной Америке (по паритету покупательной способности). Российский показатель 2010 г. скромнее – 15,8 тыс. долларов. Тут мы на 51-м месте в мире. Утешает разве что такой факт: жители РФ в два раза богаче среднемирового уровня
(в 2010 г. – 8,8 тыс. долл.).
С другой стороны, обещанный президентом двукратный рост экономики почти состоялся. В 2001–2008 гг. она шла вверх со средней скоростью 7% в год. Если бы не мировой коллапс, спутавший все карты, к 2010 г. удвоение ВВП, скорее всего, стало бы реальностью. Но в 2009 г. шапку ВВП прихлопнуло кризисом почти на 8% (одно из самых сильных падений в мире). В 2010 г. ВВП вырос только на 4%. Да и то некоторые эксперты подозревают – рос он исключительно стараниями сотрудников Росстата, получивших госзаказ на позитивные макроэкономические новости. В целом за 2001–2010 гг. внутренний валовый продукт увеличился только на 57%.
Таким образом, реальность разошлась с государственным прогнозом на 43%. Урок не прошел даром, поэтому в новой программе удвоения ВВП к 2020 г. задача сформулирована гораздо осторожнее. «По ВВП на душу населения Россия должна подняться с сегодняшних 19,7 тысячи долларов к отметке 35 и выше тысяч долларов на человека», – объявил премьер.
В этих словах запрятано изрядное число нюансов и тонкостей. Прежде всего – бог весть откуда взялась явно завышенная цифра 19,7 тыс. долл. на душу населения. По этому вопросу в мире очень мало авторитетных организаций, расчетам которых доверяют большинство экономистов. Обычно используют данные Всемирного банка, Международного валютного фонда или так называемой «Книги данных ЦРУ» (CIA Factbook).
Все три источника опровергают премьер-министра. Например, ЦРУ за прошлый год насчитало 15,9 тыс. долл., МВФ – 15,8 тысячи. Всемирный банк нетороплив, пока он осилил расчеты только за 2009 г. (тогда было – 18,9 тыс. долл.). Самое интересное: если убрать поправку на паритет покупательной способности, в реальном долларовом исчислении сумма окажется значительно меньше – 10,4–10,8 тыс. долл. на душу населения в год.
Промышленная волна
Таким образом, правительственные эксперты, работавшие над программой нового удвоения ВВП и подсунувшие премьеру крайне сомнительную цифру, приписали к заработкам граждан РФ изрядную сумму. Пусть это останется на их совести. В любом случае удвоить долларовые доходы населения за 10 лет – более чем реально. Потому что в действительности удваивать ничего не придется.
Трюк в том, что сумма привязана к иностранной валюте, переживающей далеко не лучшие времена. За десятилетие инфляция «отъест» минимум 40–50% покупательной способности североамериканских денег. Соответственно, задача российского правительства сильно упрощается. По сути, чтобы через 10 лет объявить о грандиозном успехе, достаточно просто сохранить реальные доходы населения на нынешнем уровне.
За этой тонкостью скрывается следующий слой восточной хитрости. Конечно, в действительности ВВП, а вместе с ним и реальные доходы граждан будут увеличиваться. Да еще как! По прогнозу МВФ, даже при нынешних относительно невысоких темпах развития уже к 2016–2018 гг. экономика РФ дорастет до четвертого места в мире. Сейчас в реальном исчислении мы на 11‑м месте, по паритету покупательной способности – на шестом. Через 6–8 лет российский ВВП поднимется до внушительной суммы 3,2 трлн. долларов. Для сравнения: нынешний ВВП США – 14,65 трлн. долл., Китая – 5,48 трлн. долл., Японии – 5,46 трлн. долл., Германии – 3,3 триллиона. При таком раскладе через 10 лет в пересчете на доллары доходы населения могут вырасти не в два, а в четыре с лишним раза!
Теперь о других, не менее захватывающих моментах премьерской программы. Особо важным пунктом на дорожной карте развития экономики обозначена «новая индустриализация». Идея великолепная. На международных экономических конференциях давно витает следующая мысль. Страны «золотого миллиарда», мягко говоря, сильно поспешили с выводом реального производства в страны третьего мира и Юго-Восточную Азию. Теперь – расплачиваются за это страшнейшими торговыми дисбалансами. Например, США ставят один бюджетный антирекорд за другим. Они ухитрились удвоить не ВВП, а национальный долг. Причем не за 10 лет, а за три года.
Легко было гробить некогда процветавшие промышленные отрасли под разговоры о «постиндустриальном этапе развития». Вот создавать их заново – задача не такая банальная. Премьер В. Путин говорит ни много ни мало о «новой волне индустриализации европейского континента». Что это значит на практике? Объявлено следующее.
Во-первых, за 10 лет в промышленности нужно создать 25 млн. рабочих мест нового типа. Главное отличие – производительность. «Если на старых, оставшихся от СССР предприятиях прибыль на одно рабочее место в среднем 74,3 тысячи рублей, на новых – 744 тысяч рублей. На старых предприятиях с рабочего места собирается 265 тысяч налогов, на новом – 900 тысяч. Зарплата сотрудника на старом предприятии – 22,5 тысячи рублей, на новом – 51 тысяча рублей», – рассказал премьеру губернатор Калужской области А. Артамонов.
Во-вторых, решено устранить неприятный перекос. Вплоть до 2000 г. Россия зарабатывала на экспорте технологий больше, чем тратила на их закупку. Баланс был – 20 млн. долл. в нашу пользу. Постепенно ситуация менялась. В 2009 г. российские компании потратили на зарубежные технологии на 1 млрд. долл. больше, чем заработали на продаже собственных. Это было бы полбеды, опасно другое. Компании все больше закупают за рубежом готовое оборудование, а не ноу-хау по его производству. При этом собственные новые технологии создают только 9,5% российских предприятий. Для сравнения: в Германии этот показатель – 70%, в Ирландии – 57%, в Бельгии – 60%, даже в Эстонии – 55%. Вот примечательный факт. Только три российские компании входят в мировую тысячу лидеров по исследованиям и разработкам. Это АвтоВАЗ, «Газпром» и «Ситроникс».
В общем, тут есть над чем поработать. Немало высоченных завалов, копившихся многие десятилетия, набралось и в области дорожного строительства, реформа которого стала третьим пунктом премьерской программы. Вкратце: В. Путин предложил восемь направлений удара по одной из самых закоренелых проблем страны. Все идеи – чрезвычайно здравые, лучшие эксперты давно твердили о необходимости именно таких реформ. «АН» посвятит теме дорожной модернизации отдельный материал.
Что в итоге? Вот показательный пример. В конце мая компания «Ситроникс» решила открыть новый исследовательский центр с годовым бюджетом на разработки в 2 млрд. рублей. Несмотря на все налоговые и прочие завлекалочки президентского «иннограда и главного хай-тек-центра РФ» «Сколково», о размещении лабораторий на его территории не идет и речи.
Иными словами, «модернизация» в том виде, в каком она виделась из окон некоторых кабинетов Кремля, давно обернулась пшиком. Зато, похоже, изрядно поднадоевшей и населению, и предпринимателям теме «инноваций» наконец нашлась достойная альтернатива.