По-прежнему в центре внимания ситуация на мировом валютном рынке. Спустя неделю после выступления председателя американского Центробанка курс доллара продолжил снижаться по отношению к мировым валютам.
Правда, в последние несколько дней падение доллара замедлилось, но это связано скорее с тем, что американская валюта получает традиционные преимущества в период слабости фондовых рынков. Фондовые индексы действительно сейчас торгуются весьма вяло, отчасти это связано с ожиданиями очередного повышения процентных ставок в Китае.
Помимо прочих негативных факторов доллар остается в «подвешенном» состоянии благодаря упорному нежеланию Конгресса США дать добро на повышение лимита по государственному долгу Америки. А без такого разрешения местному правительству невозможно продолжать обслуживать бюджетные расходы, так как необходимо постоянно привлекать деньги на долговом рынке. Формально уже к 16 мая «потолок» по госдолгу США будет достигнут, и в теории правительство может даже объявить дефолт по своим долговым обязательствам.
Американский Минфин «изощряется» как может. Чиновники уже сократили объем размещений новых долговых бумаг и за счет «неожиданного» увеличения налоговых поступлений в казну планируют продержаться до начала августа. Ведь по логике вещей американские законодатели должны «сломаться» и принять необходимые поправки в закон, чтобы увеличить лимиты по государственному долгу.
Никто даже и думать не хочет о том, что может произойти, если вдруг конгрессмены не пойдут навстречу правительству.
А произойдет вполне банальная вещь. Дефолт по долгам Минфина со всеми вытекающими последствиями. В принципе нынешняя ситуация с госдолгом США не нова. Почти 17 лет назад конгрессмены тоже долго не соглашались увеличивать лимиты по госдолгу, но в итоге все же приняли такое решение. Правда, для доллара это обернулось тогда неприятными последствиями, да такими неприятными, что пришлось вмешаться центробанкам ведущих стран мира, чтобы предотвратить падение американской валюты. Иными словами, были проведены совместные валютные интервенции, и снижение доллара в те годы остановилось, а спустя пару лет американская валюта стала стремительно укрепляться на фоне разрастания кризиса в Азии.
Нынешняя ситуация в чем-то напоминает события тех лет с той лишь разницей, что текущий размер госдолга США стал почти втрое выше (в 1995 г. государственный долг был на уровне 5 трлн., а сейчас свыше 14 трлн. долларов) и поэтому риски для доллара гораздо выше, чем тогда.
Более того. Сейчас, когда капиталы уходят в активы с высоким уровнем дохода, практически нет никаких факторов в пользу доллара, так как огромные инвестиционные потоки уходят в Азию и другие развивающиеся страны. Поэтому для американской валюты наступает очередной «момент истины», связанный уже с политическими рисками.