Пожалуй, важнейшим событием минувшей недели стало понижение прогноза по суверенному рейтингу США со стороны кредитного агентства S&P.
Из стран так называемой G3 правительство США оказалось вторым после Японии, которому была прислана «черная метка» от рейтинговых агентств. Осталась Еврозона. И хотя уже и этот регион задел «карающий меч» кредитных понижений, надо признать, что ядром Европы является Германия, чей суверенный рейтинг пока не подвергался сомнению.
Однако, взвешивая все «за» и «против», нетрудно догадаться, что суверенные риски по Германии повышаются одновременно с ростом недоверия к финансовой ситуации в странах периферии и ростом затрат на спасение правительств этих стран. Прежде всего за счет усилия немецкой экономики. Поэтому рано или поздно «карающий меч» кредитных агентств вполне способен обрушиться и на рейтинг Германии. Таким образом, все эти три ключевые валюты мира (доллар, евро и иена) имеют риски потери курсовой стоимости.
Поэтому совсем не удивительно, что денежные потоки уходят в драгоценные металлы и сырье. Сейчас в мировой финансовой системе около 10 трлн. долларов свободной наличности, «блуждающей» в поисках инвестиций. Важнейший момент, который надо учитывать. Процентные ставки мировых центробанков сейчас отрицательные (то есть ниже официального уровня инфляции), и пока подобная ситуация сохраняется. Поэтому есть потребность в новых валютных инструментах, и инвестиционные потоки будут двигаться в те регионы, где есть потенциал для получения прибыли за счет разницы в доходности и валютных курсов.
Естественно, необходим емкий рынок, который может «переварить» такую массу свободных денег. Фактически наступает поворотный момент в истории глобального валютного рынка. В настоящий момент ключевые процентные ставки в Азии также остаются отрицательными, но сдерживать укрепление валют азиатские регуляторы уже не в состоянии, так как это приводит к наращиванию денежной массы, что вызывает новый виток роста инфляции. Капитальные потоки в Азию хлынут с новой силой, что приведет к масштабному укреплению валют региона. Огромный потенциал для увеличения стоимости, естественно, у китайского юаня, но большой скачок ждет и валюты Сингапура и Малайзии, учитывая тесную взаимосвязь с китайским рынком.
В качестве других валют, которые могут оставаться в качестве перспективных, будут валюты стран, ориентированных на азиатский спрос. В первую очередь это валюты Бразилии и Австралии, тем более что депозитные ставки в этих странах пока привлекательны с точки зрения соотношения процентной ставки к общему уровню инфляции. Российский рубль имеет не такие прекрасные перспективы, так как у нас не очень привлекательный уровень процентной ставки. Хотя в нынешней обстановке плавное укрепление российской валюты будет продолжаться. Дальше все будет решать цена на нефть.