Федеральный бюджет–2010 был рассчитан, исходя из мировой цены нефти в 58 долл. за баррель. При реальном уровне почти на 20 долл. выше. Это уже принесло свои плоды в виде сенсационного исполнения федерального бюджета в июне 2010 года.
Доходы выросли до 799,7 млрд. руб., а расходы – лишь до 776,3 млрд. рублей. Благодаря чему под аккомпанемент официальных заявлений о нехватке денег возник профицит – 23,4 млрд. рублей
Помимо этого федеральный бюджет получил 75,3 млрд. руб. положительной курсовой разницы из-за ослабления рубля. А также привлек в качестве внутренних займов 77,2 млрд. рублей. Хотя только Бог да Минфин ведают, зачем они профицитному бюджету. В июне возобновился и возврат ранее размещенных в банках бюджетных депозитов, составивший 36,2 млрд. рублей.
Небывалым явлением стало включение в бюджет отдельной строкой «сальдо перечисления остатков средств во временном распоряжении». В основном это средства, вносимые участниками конкурсов и аукционов по госконтрактам в качестве обеспечения 52 млрд. руб. и «сальдо перечисления остатков средств от приносящей доход деятельности». Это побочные коммерческие доходы бюджетных учреждений, не использованные ими по мере поступления и поэтому до конца года сконцентрированные в федеральном бюджете в размере 84,7 млрд. рублей.
Консолидации в федеральном бюджете подверглись средства и бюджетных учреждений регионального подчинения. Раньше такого никогда не было. Это, по сути, чрезвычайная мера, производящая впечатление грубейшего нарушения конституционного принципа разделения властей. Ради ее выполнения пять лет назад подняли на дыбы всю Россию, проведя людоедскую монетизацию льгот. Зачем понадобилось скрести по сусекам бюджетной системы и концентрировать в профицитном федеральном бюджете все эти деньги? Это остается маленьким детским «секретиком» Минфина при том, что деньги некуда девать.
Похоже, он действует по принципу Плюшкина: сначала собрать все ресурсы «в заначку», а уже потом, долгие годы ожидая в ужасе «черного дня», думать, что с ними делать и делать ли вообще что-либо. А направь чиновники даже небольшую часть сконцентрированных ресурсов на комплексную модернизацию страны, – Россия была бы иной. Но они предпочитают вкладывать деньги налогоплательщиков в наших стратегических конкурентов (США и Евросоюз), обеспечивая их, а не нашу, модернизацию. Может быть, они чувствуют себя чиновниками не нашего государства?
Плюшкин был хотя бы искренен: он голодал вместе со своими крестьянами. А при
виде уровня потребления многих чиновников Минфина его хватил бы удар.
Из этих средств, сконцентрированных бюджетом, 13,9 млрд. руб. выдано в виде бюджетных кредитов. В целом ситуация вызывает оторопь. В прошлом году, когда весьма умеренная засуха охватила девять регионов, на помощь им в виде льготных кредитов было выделено 170 млрд. рублей. Сейчас, когда самая гибельная за 130 лет засуха создала чрезвычайную ситуацию в 26 регионах, а село балансирует на грани катастрофы, льготные кредиты ограничены 40 млрд. рублей. И даже с их выделением государство не спешит.
Средства, от которых буквально захлебывается бюджет, в основном пошли на увеличение остатков неиспользуемых средств на счетах федерального бюджета. Впервые за долгое время они выросли, причем сразу на 327 млрд. руб. – до 4,4 триллиона!
Лишь четверть этого прироста – 83 млрд. руб.– пошла на увеличение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Три четверти прироста остатков средств бюджета просто лежат в нем без какого бы то ни было движения.
Эти деньги, как и подаренные спекулянтам в первую волну кризиса четверть триллиона (это не опечатка) долларов, достаточны для того, чтобы не просто модернизировать Россию, а построить качественно новую страну. Уже завтра мы могли бы жить в более современном, эффективном и просто комфортном обществе с восстановленной трудовой мотивацией. С отвращением разврата, а не подчинением ему.
Однако бюджет показывает: такая перспектива неприемлема для российской бюрократии.