Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 29(219) от 29.07.2010

Лекарство от сВИНКи

, 17:15 , Обозреватель отдела Экономика

Пока Минфин и Минпромэнерго решают, как за счет манипуляций с налогами на бензин и казну пополнить, но и автомобилистов не разорить, нефтяные монополии занимаются своим любимым делом. Хотя нефть больше полугода медленно ходит от стены к стене в ценовом коридоре 70–80 долл. за баррель, бензиновые короли планомерно повышают цены на заправках. Остановить их не в силах даже многомиллиардные штрафы.

В последние дни водители напряженно следят за движениями мысли главы Минфина. Что ни неделя – идея отменить транспортный налог, а взамен слегка повысить акцизы на бензин в устах г-на Кудрина обретает все новые воплощения. По последней версии на 27 июля, налог не отменят, но снизят вдвое. Зато акцизы в ближайшие три года поднимут на три рубля. Настолько же вырастет и стоимость литра топлива.

Удар по кошельку изрядный, но не спешите возмущаться. За те же три года общее повышение цен на горючее может достичь таких масштабов, что правительственные три рубля покажутся детским лепетом. Потому что бензин у нас издавна живет своей, особой жизнью. Если цены на него и подчиняются каким-то законам, то явно не писаным.

Возьмем самый свежий пример. Как подсчитал Росстат, за последние шесть месяцев оптовая цена нефти в среднем по РФ снизилась на 12,5%. При этом за то же время в 49 регионах розничные цены на бензин загадочным образом выросли на 20% и более. Как следствие прибыли участников топливной цепочки зашкалили. По состоянию на конец июля по пути от нефтеперерабатывающего завода до пистолета на заправке бензин прибавляет в цене… 80%.

По мировым меркам невероятный навар! «На воротах завода бензин в среднем стоит 20 тысяч рублей за тонну. Плотность бензина 0,7, соответственно за литр получается 14 рублей. В среднем на заправке 22 рубля – никак не меньше. Вот вам и прибыль. А знаете, какова розничная наценка на бензин европейской или американской АЗС? Она нулевая, а бывает и отрицательной. Там заправки часто торгуют бензином чуть ли не в убыток, а зарабатывают на обороте магазина и кафе», – объясняет эксперт по энергоресурсам, управляющий консультант компании IHS CERA Максим Вакуленко.

За полгода нефть подешевела на 12,5%, бензин подорожал на 20%.

Причина разницы в ценовой политике российских и зарубежных АЗС – гораздо глубже, чем кажется. Население видит, что на заправках что-то не чисто. Но мало кто знает, что настоящий ценовой сговор организован совсем на другом уровне. Это оптовый рынок нефти, где в масштабах страны правят бал всего четыре вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК).

Деятельность каждой из четырех ВИНК охватывает практически всю территорию страны. Вместе они поставляют более 70% всех нефтепродуктов. И это дает огромные преимущества. Не зря эксперты порой оговариваются, называя их – сВИНКи. «По данным Росстата, их прибыль никогда не опускалась ниже 23–25%, а в кризисном 2008-м была 38%. Когда в разгар кризиса мировые цены на нефть упали в 3,3 раза, в России они снизились только в 2,3 раза. Причем в большинстве стран задержка снижения местных цен по сравнению с мировыми максимум – неделя. В России – 1,5–2 месяца», – рассказывает замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.

Как работает ценовой сговор? Представьте, что некая независимая компания хочет открыть сеть автозаправок. Откуда она возьмет бензин? Дешевле всего купить на местном нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ). Но завод принадлежит одной из ВИНК и по рыночным ценам топливо чужакам не продает. Он завышает цены и делает всю затею убыточной. Предположим, желание открыть сеть заправок столь велико, что компания готова построить собственный НПЗ. Вопрос номер два – откуда завод возьмет нефть? Опять же надо идти на поклон к ВИНК...

Вот почему, например, бензин на Сахалин возят с Омского НПЗ, расположенного на расстоянии 6,5 тыс. километров. Хотя под боком – Хабаровский НПЗ, до которого менее 600 километров. Но хабаровские – не продают. Еще интереснее – разгадка «омской топливной аномалии». ФАС давно заметила, что стоимость бензина на заправках Омской области заметно выше, чем в соседних Кемеровской и Новосибирской. Хотя в Омске НПЗ есть, а у соседей – нет, и они вынуждены доплачивать за транспортировку. Оказалось, в Омске топливный рынок подмяла под себя одна компания – «Газпром нефть», бывшая «Сибнефть» Р. Абрамовича, а у соседей – конкуренция… Ровно та же ситуация обнаружилась в Иркутской области, там царем бензиновой горы стали структуры «Роснефти».

Такие истории – сплошь и рядом. «Политика нефтяных монополий, по сути, колониальная. Большинство регионов приватизационными указами, имеющими статус законов, поделено на какие-то феодальные вотчины…» – возмущается А. Голомолзин. Как с этим бороться?

Есть два способа – революционный и эволюционный. Начнем с первого: увы, пустить «свинок» в расход в ближайшем будущем не получится. Дело в том, что государство само их и создало. Идею вертикально-интегрированных нефтяных компаний родило правительство Е. Гайдара, затем ее всеми руками поддержали кабинет В. Черномырдина и последующие.

Второй вариант – кнут и пряник. Сначала – ударить громадными штрафами. Антимонопольщики ведут давнюю войну с нефтяными магнатами и инициировали уже две волны штрафов за искусственное завышение цен. Осенью 2008 г. «Роснефти», «Газпром нефти», Лукойлу и ТНК-ВР присудили от 1,1 до 1,44 млрд. рублей. Но потом грянул кризис и государство… пожалело монополии. Штрафы им начислили по самой нижней планке, которую предусматривает закон.

Чем это обернулось – известно. Отделавшись испугом, нефтяники воспряли и в 2009 г. принялись завышать цены с новой силой. За это получили вторую волну судов. Теперь уже речь идет о штрафах для каждой компании на 4–5 млрд. руб., и пощады, как обещает ФАС, не будет. Спадут ли после этого неумеренные аппетиты нефтяных монополий. Кто знает – все-таки пока на завышении цен они зарабатывают намного больше, чем выплачивают в виде штрафов. Пока все свидетельствует о новом витке цен.

Хотя, если не поможет вторая волна, придет и третья… Надежда – так себе, но другого лекарства от «свинок» пока нет.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram