Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 29(219) от 29.07.2010

Квасной блицкриг

, 17:03

В жару кружка холодного кваса – то что надо. Но оказалось, что население предпочитает охлаждаться другими способами. 140 миллионов жителей страны за год выпивает только 600 млн. л исконно русского напитка.

Хотя квас явно полезнее газировки, его пьют в шесть раз реже, чем шипучку и лимонад. Половину всего произведенного в стране кваса покупают жители столицы. А в регионах квас не так популярен – даже в июльскую жару его покупали только 28% жителей крупных городов. Таковы данные свежего исследования социологической компании «Ромир».

Причина низкой популярности хлебного напитка – в невысоком качестве. Если следовать ГОСТу, 40% того, что в магазинах называют квасом, им не является. На деле это газированная вода, в которую добавлены красители и ароматизаторы. Еще треть квасов на деле – квасной напиток. Его делают так: разводят водой концентрат квасного сусла – коричневый порошок, изготовленный из выпаренного солодового раствора и сахара.

По праву можно считать квасом только треть того, что лежит в магазинах. Этот напиток действительно сбраживают, как положено по ГОСТу. Но и тут есть подвох. Как правило, в качестве сырья производители используют не свежий солод, а разведенный водой концентрат. Поэтому даже такой якобы «настоящий квас» часто горчит и имеет жженый привкус.

Производителям от использования концентрата сплошная выгода. Его гораздо проще хранить. Килограмм этой субстанции обходится менее чем в 100 руб., при этом из него получается 20 л кваса. Отпускная цена литра такого напитка – 10–20 рублей. Так что, даже если учесть все расходы, выходит, что производители имеют на квасе 100% прибыли и больше.

Вот почему в РФ насчитывается 500 небольших квасных заводов. Вдобавок в нашей стране этот напиток вовсю производят транснациональные концерны «Кока-кола» и «Пепси». В 2007–2008 гг. они решили, что нашли золотую жилу и вовсю принялись совместными усилиями раскручивать марку «квас».

Поначалу это сработало – продажи удвоились. После чего производители заявили: скоро потребление кваса восстановится до прежнего, советского, уровня. В лучшие годы население выпивало более 6 млрд. л – в 10 раз больше, чем сейчас. Но оказалось, народ не проведешь. Люди прекрасно отличают свежий бочковой квас от разлитого по бутылкам концентрата. Так что «квасной блицкриг» провалился. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram