Аргументы Недели → Экономика № 28(218) от 22.07.2010

Пути ждут сообщений

, 17:07 , Обозреватель отдела Экономика

Про новые дороги придется забыть, и надолго. Как заявил 16 июля в Госдуме глава Министерства транспорта Игорь Левитин, в следующем году расходы на содержание и ремонт федеральных трасс урежут в восемь раз – до 56,8 млрд. рублей. Этого не хватит даже на латание трещин в асфальте. На строительство новых дорог федеральный центр может вообще не дать ни копейки.

Правительство не скрывает, что на неопределенный срок свернуло грандиозную госпрограмму развития дорожной сети. А как все начиналось! Два года назад приняли долгожданную «Транспортную стратегию». Государство пообещало увеличить общую протяженность дорог с нынешних 900 тыс. км до 1,3 млн. километров. Также – связать все регионы плотной сетью скоростных многополосных шоссе. Среди прочего дали любопытное обещание: к 2015 г. все пункты с населением более 125 человек, удаленные от асфальтированных дорог более чем на 5 км, обязательно будут соединены с транспортными артериями.

Понятно, что такие стройки влетают в копеечку, но государство поначалу решило не скупиться. В результате приняли следующий план: начиная с 2010 г. федеральный центр начнет ежегодно вкладывать в строительство дорог в среднем по 530 млрд. рублей. Всего выходило 3,2 трлн. руб. за ближайшие шесть лет.

И вот – приехали. В нынешнем году какие-то деньги еще шли. Конечно, про обещанные полтриллиона в Минфине и не вспоминали. Но все же скрепя сердце перечислили Минтрансу 274 млрд. рублей. Дорожные планы на следующий год – прозрачны. Денег нет и не предвидится. По словам И. Левитина, только на ремонт федеральных трасс требуется сумма в 3,4 раза больше выделенных правительством 56,8 млрд. рублей. Что будет в 2012 г. и далее? Представители Минфина отвечают коротко: «Как сложится».

В такой ситуации вся надежда – на местные власти. Все же кроме 50 тыс. км федеральных трасс в стране насчитываются 456 тыс. км. «дорог с твердым покрытием регионального значения». Их содержание ложится на областные бюджеты. Федеральный центр помогает, но мало. 7 июня депутаты Госдумы, решили, что в 2010 г. помощь регионам на ремонт дорог составит 16 млрд. рублей. Это – на все 83 субъекта Федерации.

Пять миллиардов, уложенные в 500 м московского асфальта, – это без малого десятая часть всего федерального дорожного бюджета.

Так что каждый регион выкручивается, как может. Чаще всего – никак, потому денег на дороги в местных бюджетах обычно нет. Картина вырисовывается печальная… Хотя в некоторых краях на дорожных расходах, мягко говоря, не экономят. Впереди всех – Москва. Транспортная расточительность столичных властей давно дошла до абсурда, но предел совершенства все не проглядывается. Вот последняя новость: в июле московские власти едва не превзошли собственный мировой рекорд по стоимости строительства дорог. За участок трехполосной трассы длиной в полкилометра, ведущей к элитному жилому комплексу, столичный бюджет заплатил... почти 5 млрд. рублей. Впрочем, прежнее мировое достижение устояло. Напомним – три года назад Москва выложила 16,6 млрд. руб. за один километр четвертого транспортного кольца. Всего построили четыре таких «космических» километра.

Пять миллиардов, уложенные в 500 м столичного асфальта, – это без малого десятая часть всего федерального дорожного бюджета. Также – треть всей помощи центра регионам на поддержание трасс. Можно, как водится, сравнить эти расходы со стоимостью километра адронного коллайдера или туннеля под Ла-Маншем. Но лучше – взять примеры поближе.

На что могло бы хватить 5 млрд. рублей? Уж точно – на эту сумму можно привести в порядок трассы сразу в нескольких регионах. Например, весь дорожный бюджет Ленинградской области на 2010 г. – 1,9 млрд. рублей. В Ростовской области в нынешнем году на дороги потратят 4,3 млрд. рублей. Но такая большая сумма вышла только потому, что в нее включены расходы на строительство мостового перехода через Дон длиной более 900 метров. Во многих других регионах запросы гораздо скромнее. Так, Курганская область выделила на дорожное строительство 320 млн. руб., Томская область – 700 млн. рублей. Третий по величине город страны Екатеринбург – получит на дороги 1,3 млрд. руб., Челябинск с населением 1,096 млн. человек – 1,1 млрд. рублей

Так что столичным размахом и не пахнет. Трудно удержаться, чтобы не отметить – на Алтае суммы в 1,09 млрд. бюджетных рублей хватило не только на строительство дорог в знаменитой «Алтайской долине». Но также – на создание в ней искусственного озера площадью 54 га и глубиной 7 м с тремя искусственными островами, на которых разместятся гостиницы.

Да что – озеро. Строительство космодрома Восточный в Приамурье, включая стартовую площадку, техническую начинку и 250 зданий, обойдется бюджету всего в 8 раз дороже тех 500 м столичного асфальта. Другой масштабный пример: достройка легендарного Северомуйского туннеля на БАМе обошлась всего в 3 млрд. рублей! Это сооружение протяженностью более 15 км входит в пятерку самых длинных туннелей мира. Оно строилось в тяжелейших условиях, в том числе – повышенный уровень радиации. Кстати, 3 млрд. руб. хватило не только на прокладку железнодорожного полотна, доведение до ума и полное техническое оснащение туннеля, но даже – на строительство семи многоэтажных зданий для технического персонала. Правда, дело было в 2002 году.

В общем, пока в одних регионах строят «золотые» шоссе, в других – могут вообще остаться без путей сообщения. Больше всего от дорожного секвестра пострадают Сибирь и Дальний Восток. Там всегда очень остро стояла проблема нехватки не только качественных, а вообще – любых дорог. Почившая в бозе «транспортная стратегия» была последней надеждой для этих регионов. Да и в других уголках страны из-за отсутствия денег ситуация скоро может дойти до дальневосточной. Без ремонта трассы деградируют – процесс идет медленно, но верно. По данным Росстата, за последние два года общая протяженность региональных дорог уже сократилась на 13 тыс. километров

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram