Премьер В. Путин придумал, как вытянуть из ямы экономики республик российского Северного Кавказа. Он предложил сделать ставку на туризм – нужно создать цепочку из десятков первоклассных горнолыжных курортов на территории от Черного моря до Каспийского.
Эксперты отмечают, что идея горнолыжного кластера, в который войдут курорты Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи – более чем здравая. Эти регионы давно пора встряхнуть в экономическом плане. Производство там – в упадке, безработица – зашкаливает (например, в Ингушетии без работы сидит половина трудоспособного населения).
Понятно, что так жить нельзя. Правительство давно пытается решить проблему, но пока – безуспешно. По словам премьера, за последние 10 лет федеральный центр вложил в развитие Северного Кавказа 800 млрд. руб., а воз и ныне там. Две отрасли, в которых хоть как-то теплится жизнь, – сельское хозяйство и производство алкоголя.
Между тем у региона огромный потенциал для развития третьей отрасли – туризма. Туризм – один из столпов современной постиндустриальной экономики. Подсчитано, что на него приходится треть оборота мирового сектора услуг, и это – один из самых прибыльных видов бизнеса, обеспечивающий работой 130 млн. человек по всему миру и приносящий более 500 млрд. долл. в год.
Кавказским республикам до этих показателей пока далеко. Но начало туристическому буму уже положено. 2 июля в Кисловодске премьер-министр объявил, что правительство готово вложить в создание курортного кластера 2 млрд. рублей. Предполагается, что это обеспечит 160 тыс. новых рабочих мест, а туристический поток в регионе вырастает с нынешних 2 млн. человек в год до 8–10 миллионов.