Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 25(215) от 01.07.2010

Палка о двух концах

, 16:55

Недавний саммит G20, как и ожидалось, закончился бесславно. Никаких серьезных решений. Все больше рассуждали о восстановлении, немного поспорили насчет бюджетных дефицитов и дружно хвалили развивающиеся страны, естественно, больше всего хвалили китайцев. (Видимо, за то, что те так много покупают).

Это лишний раз доказывает, что политики – это люди, живущие в какой-то иной реальности и слепо доверяющие цифрам, а не фактам. Сейчас очень модно рассуждать на тему того, что мир, дескать, изменился и все более важную роль играет Азия во главе с «китайским драконом». Имеется в виду, что даже в условиях спада на Западе развивающиеся страны вполне спокойно смогут просуществовать сами по себе, так как уже не имеют такой сильной зависимости от англо-саксонского потребителя.

На первый взгляд все вроде верно. В истории, пожалуй, еще не было такого экспортного бума. Все кинулись экспортировать. Россия – нефть, газ, металлы. Латинская Америка и Австралия – металлы и железную руду. Запад – станки и оборудование. Как вы догадались, все это добро покупает Китай. Который, в свою очередь, тоже переживает небывалый расцвет экспорта. Что же продает миру сам Китай? Нет, конечно, китайские игрушки и прочие потребительские товары и сейчас наводняют прилавки всего мира. Но теперь львиную долю экспорта составляют нефтепродукты, продукция из металлов и транспортные средства. То есть из того сырья, которое китайцы покупают, потом экспортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью. А на станках и оборудовании, купленных на Западе, производится товар, который раньше в Китай импортировался. По сути, пресловутое китайское экономическое чудо (которое, по мнению аналитиков и замыслу политиков, поможет всему миру быстро встать на ноги) таит в себе точно такую же угрозу, как и выгоду.

К примеру, наращивая экспорт нефтепродуктов или металлов, Китай фактически провоцирует перенасыщение рынков этим товаром (тем более что спрос на топливо постоянно падает), что неизбежно бьет по интересам западных нефтепереработчиков или тех же российских или европейских металлургов. Очень скоро китайцы нанесут удар и по интересам западных предприятий сектора оборудования и автопрома, наладив производство собственных станков и улучшая качество собственных автомобилей и тяжелой техники. С логической точки зрения это полный абсурд, потому что кто-то где-то должен импортировать весь этот экспорт. Однако на эти «мелочи» мало кто пока обращает внимание.

Считается, что рост внутреннего потребления в самом Китае позволит «поглотить» эти явные излишки. В этом отношении стоит отметить, что потребление в Китае составляет лишь 25% от ВВП против среднего показателя 55% в развитых экономиках и 70% в США. Единственным способом стимулировать китайцев тратить больше – это заставить их меньше сберегать. Сделать это теоретически возможно, если провести реформы здравоохранения и пенсионной системы, но на это уйдет минимум несколько лет, и вряд ли мировая экономика столько сможет продержаться.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram