Госдума решила принять «карусельное ОСАГО». Владельцев аттракционов заставят страховать жизнь и здоровье каждого клиента на 150 тыс. рублей. Мера – далеко не лишняя, поскольку в стране работают более 700 парков развлечений, которые ежегодно посещают 15 млн. человек. Сейчас публика развлекается в них… на собственный страх и риск.
Опасный сюрприз
Депутатам показали неутешительную статистику. Конечно, аварии на горках и каруселях случаются в любой стране. Но у нас их слишком много. Судите сами: в России в 10 раз меньше технически сложных аттракционов, чем на родине Диснейленда – в США. Число посетителей парков развлечений у нас в пять раз меньше. При этом общее число жертв за последние 10 лет – в три раза выше…
Так что проблема налицо. «Давно пора уйти от нынешней ситуации, когда персонал каруселей, пристегивая посетителей, порой думает про себя: прощайте, товарищи!» – говорит глава инспекции Спецгостехнадзора Вл. Бачурин. Это потому, что техника сильно изношена. А владельцы парков заинтересованы в чем угодно, только не в том, чтобы вкладывать деньги в ремонт и обновление.
К счастью, теперь дело сдвинулось с мертвой точки. Но это произошло только после того, как в прошлом летнем сезоне по паркам развлечений прокатилась череда серьезных аварий. Сначала публику «развлек» уфимский аттракцион «Корсар». Машина выкинула такой трюк: ее штанга, поднимающая кабины на 20-метровую высоту, а затем переворачивающая и раскручивающая их на большой скорости, внезапно застопорилась. В самом разгаре процесса. В результате два десятка человек три часа провисели вниз головой, пока их не сняли спасатели.
Летом того же года отличилось самое крупное в Восточной Европе колесо обозрения – 73-метровая махина во Всероссийском выставочном центре. Из-за внезапной остановки двигателя 57 человек на 1,5 часа стали заложниками высоты. Тут хотя бы обошлось без жертв. Чего нельзя сказать об истории с крушением карусели в Великом Новгороде, где гастролировал тульский луна-парк. Его сотрудники недоглядели за креплением скамьи, болты не выдержали, в результате серьезно пострадали 16 человек.
Самая неприятная авария произошла в апреле 2004 г. в московском парке Лианозово. Там обрушился аттракцион «Сюрприз», который, как оказалось, не ремонтировали более 20 лет. Техническая комиссия выяснила, что у карусели разрушилось крепление с опорой, после чего крутящая сила отправила платформу с 18 людьми в свободный полет. Итог – серьезные травмы, включая переломы позвоночника.
Крутящий момент
В общем, глядя на эту картину, становится не до развлечений. Каждое лето в стране случаются десятки подобных инцидентов. Откуда берется такая высокая аварийность? И что вообще происходит в этом «веселом бизнесе»? Начнем по порядку.
Во-первых, если взять масштабы страны, окажется, что в карусельном деле крутятся сотни, если не тысячи различных фирм. В общей сложности в стране насчитывается около 5 тыс. аттракционов. Но только 10% принадлежат крупным компаниям, которые управляют 30 самыми большими парками развлечений (за которыми хоть как-то присматривают власти). Остальные – в руках мелких частных предпринимателей, и разбросаны они по всем городам и весям. Кроме того, по России гастролируют более 100 переездных луна-парков. Половина из них принадлежит отечественным предпринимателям, половина прибывает на лето из-за рубежа, в основном – из Польши, Венгрии, Болгарии и Украины. При этом аварийность каруселей на Украине еще выше, чем в нашей стране…
Во-вторых, надзора за работой этой «карусельной орды»… практически никакого. В теории – за состоянием техники приглядывает Росгостехнадзор. Предполагается, что его специалисты должны ежегодно проверять состояние каждого аттракциона. Если все в порядке – техника признается годной к эксплуатации и получает особый «талон технического освидетельствования». Владелец аттракциона обязан вывесить эту бумагу рядом с кассой – как доказательство безопасности.
На деле все не так просто. Прежде всего у технадзора банально не хватает людей. Достаточно сказать, что в отделе по надзору за аттракционной техникой работают только… восемь специалистов. И вообще этот надзор действует только в 11 регионах, а в остальных 72 – его нет.
В-третьих, состояние техники чаще всего оставляет желать лучшего. По разным оценкам, от 40 до 60% аттракционов работают еще с советских времен. Половина парка – подержанный импорт. Прежде чем приехать в нашу страну, эти горки и карусели успели отработать за границей по 7–15 лет. И только 10–15% техники – относительно новые аппараты в возрасте до пяти лет.
Само по себе это не так плохо. Например, отечественная техника для парков развлечений была и остается одной из лучших в мире. Достаточно сказать, что все крупные производители аттракционов, такие как «Ейский завод», НПО «Культтехника» и «Алтай-парк», прекрасно выжили в лихие 1990-е годы. Правда, сейчас самое лучшее их оборудование пользуется спросом не в России, а за рубежом.
Не так страшен и возраст каруселей. Советские «старички» полны сил. Производители закладывали в них шестикратный запас прочности на металлоконструкции. Только каждые 15 лет обязательно нужно проводить полную разборку механизмов, проверку и замену узлов», – объясняют специалисты Ростехнадзора.
Вот с этим – хуже. После громких аварий власти ряда регионов наконец провели масштабные проверки парков. Оказалось, что даже в столице каждый седьмой аттракцион из имеющихся 730 нужно либо отправлять на капитальный ремонт, либо – в утиль. В других городах нарушения оказались еще хлеще. Скажем, в г. Лагане (Республика Калмыкия) пришлось… временно закрыть местный парк культуры и отдыха. Мало того, что техника была изношена подчистую. К тому же ее владельцы нарушили все мыслимые правила безопасности. В распределительной электробудке они выкроили закуток и… поселили сторожа, который разводил там костры.
Так что за карусельным бизнесом нужен глаз да глаз. По данным «АН», уже в июне на рассмотрение Госдумы поступит долгожданный «Технический регламент о безопасности аттракционов». Будем надеяться, что, когда его примут, сюрпризы на аттракционах останутся только приятные.