Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 21(211) от 03.06.2010

Дорожные дыры зальют бензином

, 17:28

Правительство вернулось к вечному вопросу про «дороги и налоги». В конце мая вице-премьер Сергей Иванов заявил, что со следующего года решено отменить транспортный налог на владельцев автомобилей. Взамен в цену бензина включат дополнительный сбор, который и станет основным источником денег на развитие дорожной сети.

Топливная революция

С одной стороны, эксперты подсчитали – в прошлом году транспортный налог принес казне 62 млрд. рублей. Чтобы компенсировать эту сумму за счет повышения цен на горючее, достаточно поднять их на 5–6 руб. за литр бензина и на 2 руб. – за литр дизеля. Конечно, тут мало приятного. Но те, кто садится за руль один-два раза в неделю, даже выиграют, потому что больше сэкономят за счет отмены налога на транспорт.

С другой стороны, события – гораздо масштабнее, чем кажется. За перетрясками стоит история ни много ни мало… с вековым фоном. На деле российские власти – в третий раз за последние сто лет – вернулись к идее создания дорожного фонда.

Что это такое и почему он так важен? У нас дорожные деньги распыляются по десяткам ведомств, карманов и направлений. Тем временем в мире действует иной принцип. Всем управляет дорожный фонд – копилка, в которую стекаются средства, собранные государством на строительство и содержание трасс. Ни на какие другие цели тратить их нельзя. При этом основным источником пополнения дорожных фондов служат налоги, которые включены в цену топлива. Например, в США на дорожные расходы идет половина стоимости бензина, в ЕС – до 70%.

Считается, что топливный налог – лучшее из возможных решений. Судите сами: кто не ездит – тот не платит, даже если в гараже у него – огромный автопарк. А у кого мощная машина и кто наматывает сотни километров в день – разоряется на всю катушку. Это логично, поскольку за дороги платят только те, кому они нужны. «Целевые дорожные налоги, включенные в цену топлива, существуют, по крайней мере, 100 лет. Они  есть везде, кроме самых отсталых  стран», – говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Везде – но не в России. Хотя изначально мы были примером для всего мира. В первый раз дорожный фонд в нашей стране создали в… 1914 году. Тогда идею пролоббировали представители зарождавшейся автомобильной промышленности, которые понимали, что без хороших дорог машины никому не нужны. Самое интересное – мы шли нос к носу с Соединенными Штатами, где аналогичный фонд появился в том же году. Там он здравствует по сей день, за счет его средств построена и содержится одна из лучших в мире сетей скоростных трасс… Ну а у нас грянули война и революция.

Второй раз Россия вернулась к этой идее только в 1991 г., когда Верховный Совет РСФСР принял закон «О дорожных фондах». Все бы ничего, если бы власти не принялись изобретать колесо. Государство не решилось включать налог в цену бензина, а вместо этого обложило данью предприятия. Все «хозяйствующие субъекты» заставили отчислять на дороги 2% оборота.

Налоговая дыра

Этот порядок просуществовал до 2000 г., пока Минфин не настоял на полной отмене транспортного налога. Ведомство заявило, что дорожные фонды давно дискредитировали себя, потому что превратились в коррупционные дыры. Так что, фонды приказали долго жить. С тех пор дороги финансируются как попало. И чем дальше – тем хуже. В 2000 г. государство потратило на дороги 2,9% ВВП, в 2005 г. – 1,1%, а в 2010 г. планируется выделить лишь 0,7% ВВП, подсчитали эксперты Минтранса.

С осени 2008 г. дела с финансированием отрасли пошли совсем плохо. Например, в 2009 г. федеральный бюджет выделил на дороги 328 млрд. руб., а в нынешнем году расходы урезали до 274 млрд. рублей. На региональном уровне и вовсе разразился коллапс. Подсчитано, что в 2009 г. все доходы местных бюджетов от транспортного налога, акцизов на топливо и т.д. составили 332 млрд. рублей. Именно из этих источников традиционно финансируется местное дорожное хозяйство.

Проблема в том, что общая потребность регионов только на содержание дорог превысила 1 трлн. рублей. Понятно, почему общая протяженность федеральных трасс в 2009 г. не выросла ни на километр – так и осталась на уровне 50 тыс. км, а длина межрегиональных дорог общего пользования даже уменьшилась на 5 тыс. километров.

Вот эту разрастающуюся дыру правительство и собирается заткнуть, возродив дорожный фонд.

С одной стороны, пусть с опозданием на 100 лет мы все-таки догоним остальной мир. Минтранс хочет аккумулировать в этой кубышке все налоговые сборы от бензина, налоги на придорожный бизнес, пошлины на ввоз иномарок и т.д. Планируется, что в общей сложности дорожный фонд будет собирать не менее 475 млрд. руб. в год. И все эти деньги, до копейки, пойдут только на дороги и ни на что другое.

С другой стороны, аналитики опасаются, что в бюджете может возникнуть новая огромная черная дыра. Неспроста в свое время Минфин объявил войну дорожным фондам. «Случаев, когда расхищали средства, – великое множество. Это очень взяткоемкий сектор и кормушка для региональных чиновников», – рассказывает представитель ведомства.

Уголовных дел завели – не счесть. Например, обвинения в краже средств из дорожных фондов предъявляли вице-губернатору Смоленской области Юрию Балбышкину, министру дорожного хозяйства Калужской области Виктору Бурову, заместителю губернатора Иркутской области Сергею Воронову… и десяткам других высокопоставленных лиц.

Понятно, что у многих чешутся руки, когда сидишь на бесконтрольных дорожных деньгах. Надо сказать, в мире эта проблема решена давно. «Например, в США, ЕС и Британии доходы и расходы дорожных фондов доступны не то что автовладельцам, а любому любопытному. Фонды каждый день отчитываются, сколько сегодня денег пришло и на что конкретно они потрачены», –  объясняет Михаил Блинкин.

Как будет у нас – на этот счет чиновники отмалчиваются. По данным «АН», Минтранс лоббирует идею создания внебюджетного дорожного фонда. Это значит, что отчетности – почти никакой, а проверять финансы будут редко. Вот уж открывается раздолье для заключения контрактов по космическим ценам и строительства никому не нужных, зато безмерно дорогих дорог.

А вывод тут один. Если уж догонять мир – то делать это надо не наполовину, а полностью. Прежде чем создавать действительно очень нужный стране дорожный фонд, необходимо семь раз промерить правила и законы, по которым он будет работать. Иначе эта дорожка пойдет совсем не в том направлении. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram