В последние дни апреля началось бурное брожение на алкогольном рынке. Вроде бы – пивоварам пришла пора радоваться, потому что с приходом тепла продажи их товара традиционно подскакивают в два-три раза. Но в нынешнем сезоне производителям пенного напитка не до смеха, они… в панике.
Прощай, пол‑литра
Нужно прекратить реализацию напитков крепостью выше 5% на рынках и в ларьках. Также необходимо запретить разлив пива в бутылки объемом более 0,33 литра. Это поднимет розничную цену легкого алкоголя на 20–30%. Но главное – государство разом покончит с засильем дешевого пива в многолитровых пластиковых бутылках, в которые сейчас разливают 49% всего продающегося в стране пенного напитка.
Это – только малая часть предложений из поправок к закону «О регулировании оборота алкогольной продукции». Их разработал главный вершитель судеб рынка спиртного – Росалкоголь. Документ уже подписал глава ведомства Игорь Чуян, в конце апреля поправки поступили на рассмотрение правительства.
Что о них думают в Белом доме – пока неизвестно. Зато ряд депутатов Госдумы не скрывают радости. Еще бы – аналогичные идеи содержатся в законопроектах, которыми давно бомбардирует правительство группа депутатов во главе с единороссом Виктором Звагельским.
Отличия только в том, что депутатские предложения гораздо радикальнее. Ключевая мысль – нужно многократно поднять налоги на пиво и уравнять его в правах с крепким алкоголем. В этом случае торговцам придется получать лицензию на продажу пенного напитка, которая сейчас не требуется. Дело это – хлопотное и накладное, малому бизнесу оно не по карману. Так что палатки и мелкие магазины волей-неволей откажутся от продажи любого, а не только крепкого пива.
Главный вопрос – кому это выгодно? Понятно, что, прижимая «пенного змея», чиновники выполняют поручение президента. Но логика подсказывает, что любой передел такого лакомого рынка всегда работает на чьи-то конкретные интересы. Чьи именно?
Самый простой ответ предлагают производители пива. Они видят во всем козни водочной промышленности. Так уж сложилось, что этими напитками занимаются разные компании. Водкой – в основном с российским капиталом, пивом – с иностранным. Обе эти богатые и влиятельные индустрии зарабатывают более 450 млрд. руб. в год каждая. И – со всей своей финансовой мощью – они крепко столкнулись лбами на алкогольной поляне…
Ограничения на продажу пива пользы не принесут никому.
Интрига в том, что последние годы продажи водки падали, а пиво набирало очки, причем – при явной поддержке государства. 10 лет назад водочники были безраздельными царями алкогольной горы. Они производили более 2,5 млрд. л водки в год, тогда как выпуск пива не превышал 4 млрд. литров. Сейчас ситуация иная: в 2009 г. население выпило 12 млрд. л пива и только 1,13 млрд. л водки.
Так что водочникам есть за что бороться. Надо сказать, у сторонников «антипивного заговора» есть основания подозревать чиновников и законодателей в нечестной игре. Не секрет, что и глава Росалкоголя Игорь Чуян и депутат Звагельский многие годы занимали видные посты в Росспиртпроме. Эта госкомпания – крупнейший производитель спирта в стране.
Новый сухой закон
Выходит, лоббизм налицо? Все не так просто. Производители водки не могут не понимать, что если «пивная голова» зеленого змея будет отрублена, а водочная после этого – высунется, то в рамках антиалкогольной кампании следом и она крепко получит по шапке. Например – в виде введения госмонополии на разлив и оптовые продажи спиртного, о которой давно грезят спикер Госдумы Борис Грызлов и глава Совфеда Сергей Миронов. Поэтому отыгрывать все обратно водочникам не с руки…
Значит, стоит рассмотреть другие версии. Вариант номер два гласит, что реальным инициатором жестких антипивных поправок был… Минфин. Мол, ведомство, отвечающее за наполнение казны, решило, что с точки зрения сбора налогов, водка перспективнее пива. Дело в том, что пиво облагается акцизами из расчета 9 руб. за литр, а вот с литра водки государство получает… 90 рублей.
К тому же, по слухам, глава Минфина А. Кудрин предпочитает крепкие напитки… Но обратимся к фактам. Чтобы понять – выгодно или нет, достаточно заглянуть в отчеты Росказначейства. Благо, ведомство ведет подробную роспись: сколько и на каком конкретно виде алкоголя зарабатывает бюджет. Возьмем самые свежие данные – за март 2010 года. Итак, в этом месяце доходы бюджетов всех уровней от продажи произведенного в России пива составили 6,335 млрд. рублей. На водке казна заработала 4,982 млрд., еще почти 1 млрд. принесли акцизы на пищевой спирт, который идет в основном на выпуск крепких напитков. Таким образом, доходы казны от пива и водки – практически равны. Оно и понятно – пива по литражу варят в 10 раз больше. Поэтому версия с «рукой Кудрина» отпадает.
Третий вариант таков: от ограничений на розничную продажу пива выиграют… крупные торговые сети. Суть в том, что сейчас четверть пива в стране продается через рынки и ларьки, еще четверть – через крупные сети, а остальная доля – приходится на обычные магазины. Очевидно, что, если ларечники вылетят из этого бизнеса, сети получат жирную прибавку и смогут подмять под себя до половины всех пивных продаж.
Тут есть о чем задуматься. Конечно, сетевиков можно подозревать в чем угодно. Но трудно не заметить, что в последнее время их лоббистское влияние сильно ослабело. В доказательство чему можно привести «Закон о торговле», конечный вариант которого скроен явно не в пользу крупных компаний.
Что в итоге? Получается, по большому счету драконовские ограничения на продажу пива выгодны многим, но пользы не принесут… никому. Поэтому эксперты единодушны во мнении, что правительство завернет самые жесткие предложения. Не будет ни усекновения литража бутылок, ни лицензирования пивных продаж. Скорее всего, дело ограничится очередным резким повышением акцизов на пенный напиток.