Аргументы Недели → Экономика № 15(205) от 22.04.2010

Непопулярная компетентность

, 16:35

Реформаторов в России никогда не любили. Почему? Потому что они разрушали привычный уклад жизни, несли новое в общество, в экономику. Шли впереди своего времени, старались думать на несколько ходов вперед. Современники подобные старания редко оценивают по достоинству. Скорее, наоборот, стараются повесить понятный ярлык, нарисовать удобный образ «чинуши», «шпиона» или «рвача», который будет «во всем виноват». В разное время подобную «любовь народа» испытали на себе Михаил Сперанский, Владимир Назимов, Лешек Бальцерович. Тот же Гайдар. Перечислять можно долго. И в наши дни традиция не утратила своей силы. Доказательство тому следующий пример.

Создатель  и генеральный директор корпорации «Аэрокосмическое оборудование», входящей нынче в сотню крупнейших оборонных компаний мира, доктор экономических наук Сергей Бодрунов был назначен председателем Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли и членом правительства Петербурга 17 февраля 2009 года.

«Передо мной была поставлена «простая» задача: остановить кризис в экономике города, найти болевые точки и создать механизмы решения проблем, – вспоминает Бодрунов. – Все началось через неделю после моего прихода в городское правительство, в выходной день, 23 февраля, с четырьмя набросанными мною рукописными листками. Вчерне это уже был антикризисный план. Полный же проект был представлен мною 30 марта (и принят правительством за основу), а уже через две недели – доработан с учетом появления антикризисного плана федерального правительства».

А проблем хватало. Первый квартал 2009 г. был предельно сложен. «Чем выше поднимаешься, тем больнее падать, – подчеркнула в своем выступлении перед депутатами Законодательного собрания губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, описывая первое полугодие 2009 года. Все последние годы в городе были достаточно высокие темпы развития экономики. Но там, где роста не было, – нечему было и падать». В Питере, однако, несмотря на достигнутую до кризиса высокую «экономическую планку», болезненного падения не произошло.

Все было сделано очень быстро, оперативно. Но дело не только в скорости. Бодруновым был создан и реализован лучший в России антикризисный план. Таковым его признали в октябре прошлого года: он стал абсолютным победителем общероссийского конкурса «Стратегические инициативы в антикризисных программах», который организовало правительство России.

Хотя, конечно, по-настоящему лучшим его делает отнюдь не решение конкурсного жюри, а результат. И надо признать, он достаточно убедителен. План сработал. Показатели города не упали, а выросли по десяткам направлений. В 2009-м питерский валовый региональный продукт вырос на 3,5%, в то время как в стране в целом ВВП упал на 7,4%. Объем отгруженной продукции, по сравнению с 2008-м, составил в Северной столице 96,2% против 90% по стране. Внешнеторговый оборот Петербурга уже в IV квартале 2009-го вырос до 9,8 млрд. руб. (к уровню I квартала – на 45%). Самое главное – в 2009 г. в Петербурге улучшились все социально-экономические показатели: зарплата, реальные доходы населения, демографическая ситуация и др. Впервые за период новой российской истории, к примеру, индекс потребительских цен оказался ниже уровня инфляции! С I по IV квартал 2009 г. удалось вдвое снизить количество безработных – сейчас уровень безработицы в Питере – около 1%, почти в три раза ниже, чем в среднем по России. Удалось – также впервые – остановить сокращение городского населения, причем не за счет приезжих, а за счет снижения его естественной убыли, она уменьшилась на 33%.

План предусматривал многие важные вещи – поддержку различных сфер городской экономики, комплексные меры по сохранению ставшего привычным для петербуржцев уровня жизни, адресную помощь малообеспеченным слоям населения. Огромный раздел – поддержка малого бизнеса: в результате в городе увеличилось в этой сфере – вдумайтесь! – на 25 тыс. количество малых предприятий, создано около 150 тыс. рабочих мест. Это – в кризисный год! Если учесть, что на крупных предприятиях было сокращено около 180–190 тыс. работников, то понятно, что безработица в Питере не выросла как раз потому, что этот поток «всосал» малый бизнес.

Поддержку оказали энергетикам, дорожникам, строителям. Город почти вдвое нарастил в соответствии с планом бюджетное строительство жилья, закупил у питерских строителей тысячи квартир для ветеранов войны.

Реализация плана позволила полностью сохранить и промышленный комплекс. В городе не произошло ни одного банкротства! Особое внимание уделялось «оборонке». Для Бодрунова, истинного промышленника, особенно важным было состояние сферы производства, так как это – становой хребет всей экономики. Именно поэтому важнейшей была задача – увеличить оборонный заказ. Весь заказ предыдущего 2008 г. составлял 36 млрд. рублей. Для сохранения питерской «оборонки» надо было получить в 2009 г. примерно 42 млрд. руб., а удалось получить... 67 миллиардов! Сделать это было далеко не просто. Как признается Бодрунов: «Пахали все. Сотрудники комитета. Руководители предприятий. Работники аппарата губернатора. И она сама, дошедшая с нашими бумагами до президента. Я какое-то время просто не вылезал из Минобороны и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ – спасибо им большое! – где велись бесконечные сверки, совещания и «пробивка» денег. Для меня был очень важен в этом вопросе результат… Почему? Реализация плана в этом отдельном пункте создавала четкий эффект резонанса, что приводило к достижению целей антикризисного плана сразу на нескольких уровнях».

Это действительно так, если понять логику плана. Например, учитывая специфику формирования цен на оборонную продукцию, в городской бюджет поступает дополнительно по 7–8 млрд. руб. налогов и в кризисный
год, и в ближайшие 2–3 года. С помощью этих средств появляется хорошая возможность решать многие задачи посткризисного развития промышленности города. Третье – достигается устойчивость предприятий за счет длительных заказов. Четвертое – работники предприятий полностью заняты, плюс – вовремя получают зарплату (причем она растет), и из налогов с этих доходов можно поддерживать малообеспеченные и социально незащищенные слои населения, добавив им денег из бюджета. В итоге повышаются стабильность доходов населения в целом, спрос на потребительских рынках, а это, в свою очередь, ведет к увеличению загрузки перерабатывающих предприятий города, торговли, услуг. Круг, начатый с поддержки «оборонки», строительства, малого бизнеса, замыкается улучшением общей социально-экономической ситуации...

На общероссийском фоне город на Неве действительно сейчас выглядит достойно. Он сумел максимально сгладить влияние кризиса и на население, и на экономику. И было бы правильно согласиться с тем, что главную роль в этом сыграл вовремя и грамотно подготовленный антикризисный план.

Кстати, эффективность плана подтвердило международное агентство Fitch: оно изменило прогнозы по рейтингу Петербурга (причем единственному региону в РФ) с «Негативного» на «Стабильный». В мире признали, что меры по поддержке питерской экономики были и выбраны правильно, и четко реализованы. Сегодня с уверенностью можно сказать, что наработанный в Питере опыт управления экономикой и всего антикризисного сити-менеджмента в целом, полученный не в «тучный» год, является, без всякого сомнения, золотым багажом российской экономической практики. По этому поводу министр регионального развития РФ Виктор Басаргин сказал: «На примере Санкт-Петербурга мы видим, что там, где есть стратегическое мышление, есть и возможность ускоренного выхода из кризисных проблем и планирования посткризисного развития». Недавно петербургский губернатор Валентина Матвиенко, отчитываясь за прошлый год в городском Законодательном собрании, удовлетворительно отметила, что «город вышел из кризиса довольно хорошо, большинство горожан не почувствовали кризиса. Над головами горожан выстроили надежную крышу». А Михаил Осеевский, вице-губернатор Санкт-Петербурга, заметил: «Антикризисная программа Сергея Бодрунова заняла первое место в России при том, что разрабатывал свои антикризисные программы 31 регион. И это лучшая оценка деятельности Сергея Бодрунова».

Это – сегодня, через год. А тогда? Создание плана и его реализация сопровождались постоянным давлением. И на комитет, и на Бодрунова лично давили со всех сторон. Некоторые городские СМИ от души поливали «грязью». Разработчикам плана было отчетливо понятно, что давление надо выдержать, вытерпеть, компетентность и научный подход много дороже дешевой популярности, личного спокойствия и чиновничьей карьеры. И поверхностная оценка, которую подчас давали тогда плану в прессе, сейчас ничего не значит по сравнению с его результатами.

Вообще-то становится странно, что такой человек, как Сергей Бодрунов, будучи весьма успешным бизнесменом, согласился занять столь хлопотную должность. «Я начал работу в феврале 2009 года, – говорит он. – Кризис был в самом разгаре, и, говоря родным авиационным языком, состояние экономики грозило перейти в штопор. Когда Валентина Ивановна Матвиенко обратилась ко мне как к управленцу, известному ей неплохими результатами в промышленности, и предложила перейти на работу в правительство, я сразу понял: если соглашусь – пойду на расстрельную должность в расстрельное время. Но отказать ей не мог. И не потому, что предложение было сделано прилюдно, на совещании в Торгово-промышленной палате. Я почувствовал, что настал момент, когда надо поступиться личными интересами в угоду интересам общества. Это бывает один раз в жизни, да и то, наверное, не у всех. И когда губернатор сказала: «Сейчас надо поработать на город. Или страшно?» – принял решение. Как предприниматель, я лично потерял, конечно, очень много – я ведь в это время сам перестал управлять своими активами, и они здорово «усохли». Но я, кажется, сумел принести конкретную пользу Питеру – городу, который я люблю. И считаю свое решение абсолютно правильным».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram