Противостояние ГИБДД и водителей (вне зависимости от степени сознательности и мудрости обеих сторон) подобно взаимоотношениям снаряда и брони. Стоит появиться снаряду повышенной убойности - тут же следует «броневой ответ» и так далее, до бесконечности.
Согласно данной железной логике, на свет появились милицейские радары и их автовладельческие противники, по-народному, антирадары, а по науке - радары-детекторы.
Нравится это кому-то или нет, но до гармонии во взаимоотношениях водителей и инспекторов безопасности дорожного движения еще очень и очень далеко. Последние неустанно поднимают штрафы, оснащают трассы камерами наблюдения и личным присутствием в укромных местах этих самых трасс. Счастливые же обладатели машин и прав всевозможных категорий несут финансовые и моральные потери, однако упорно не сдаются, при первом же удобном случае идя на нарушение Правил дорожного движения.
Между тем именно радар-детектор мог бы стать краеугольным камнем решения этой весьма запущенной проблемы.
Немного теории
Тем, для кого техника не совсем светлый лес, поясним основополагающие принципы.
Итак, сначала мы имеем дело с доблестным блюстителем ПДД, работающим под прикрытием ближайшего куста и снабженным радаром. Если у нас, автолюбителей, нет радара, мы, разумеется, беззащитны. Если есть - совсем другое дело.
Работу радаров очень легко представить себе на примере сторожа с фонарем. Он совершает ночной обход территории, и мы за сотни метров можем увидеть свет его фонаря. Он направляет фонарь в разные стороны, но нас не видит, а мы видим его. Чтобы увидеть нас, ему нужно, во-первых, направить свет фонаря точно на нас, а во-вторых, свет должен быть достаточно силен, чтобы, отразившись от нашей одежды и вернувшись к сторожу, позволить ему увидеть нас. Заметьте: мы все время видим свет фонаря, в то время как сторож не может видеть нас. Это происходит потому, что даже слабого света от источника достаточно, чтобы увидеть этот источник в темноте. У нас большое преимущество. Хороший радар-детектор работает сходным образом. Издалека и с любого направления он может обнаружить поток энергии от радарного излучателя (как если бы это был свет от фонаря), - но радар не видит нас, пока не приблизится к нам и не будет направлен прямо на нас. Таким образом, подобно тому, как мы способны видеть свет от фонаря сторожа с большого расстояния, сами оставаясь при этом незамеченными, хороший радар-детектор обладает таким же преимуществом: мы можем видеть радар с любого направления и с гораздо большего расстояния, чем то, с которого сотрудник ГИБДД может заметить нас с помощью своего прибора.
Ну а как быть с «бездушными» фото- и видеокамерами? С радаром-детектором - проще простого. Камеры ведь тоже оснащены радарами. Именно он при превышении автомобилем установленной скорости дает сигнал камере сделать фото.
Здравый смысл
А теперь взглянем на все это под несколько необычным углом. Можно, конечно, ценить радар-детектор как гарантию от «незаконных поборов» (точка зрения водителя). Можно ополчиться на этот радар-детектор как на вредный прибор, мешающий выполнению служебного долга (точка зрения среднестатистического работника ГИБДД). Однако важен же результат! И наилучшим образом, по нашему мнению, выразил его представитель законодательной власти, председатель комитета Государственной думы по безопасности Владимир Васильев:
- Что касается антирадаров, сообщающих водителю о приближении объекта к системе видеонаблюдения - это неплохо. Люди начнут ездить по правилам, и это главное. Каким образом они к этому придут - другое дело. Одни - купив радар-детектор, другие - оплатив штрафы.
Простой здравый смысл, основанный на нехитрых математических расчетах, подсказывает - первое гораздо выгоднее второго. Благо выбирать есть из чего. На нашем рынке уже есть много разных радаров-детекторов. На любые вкус и характер водителя. Многие радары-детекторы были разработаны специально для российского рынка, адаптированы для приема сигналов самых современных российских дорожных радаров, а некоторые модели по своим качественным характеристикам не имеют аналогов в мире. Вся продукция тестируется инженерами на эффективность в условиях самых сложных рельефов с использованием новейших измерителей скорости.
И все же главное даже не в технических тонкостях. Радар-детектор выполняет в итоге более сложную работу - воспитательную. Нас, водителей, дисциплинирует, а представителей ГИБДД стимулирует к выполнению истинной работы, за которую их будут действительно любить и уважать.