Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 3(193) от 28.01.2010

Цветочная механика

, 16:37 , Обозреватель отдела Экономика

Поставщики роз и тюльпанов обратились к Минсельхозу с просьбой... сделать им подарок к 8 Марта. Цветоводы хотят, чтобы казна профинансировала открытие первой в России цветочной биржи. Продавцы обещают: если розами начнут торговать с молотка, цены упадут на треть, а свежие цветы будут жить намного дольше.

Колумбийский картель

В этом начинании смущают только две вещи. Во-первых, прежде чем открывать биржу, было бы неплохо для начала создать в России саму... цветочную индустрию. Во-вторых, цветочники, которые так горят желанием почерпнуть денег из казны, и сами явно не бедствуют.

Начнем по порядку. По оценкам экспертов, в прошлом году в России продали 40 тыс. т цветов на сумму более 100 млрд. рублей. При этом население сильно переплачивает за «ароматные сокровища». Достаточно сказать, что средняя европейская семья покупает букет цветов каждую неделю, тогда как типичный россиянин может позволить себе только семь цветов в год.

Так что снижение цен напрашивается давно, но есть ряд препятствий. Прежде всего 90% «срезки» (то есть свежих цветов), продающейся на территории от Калининграда до Урала, - это импорт. Заморские растения оккупировали наш рынок по простой причине. «Королевой» этого бизнеса по праву считается роза, на которую приходится восемь из десяти проданных букетов. Но разведение роз никогда не было сильной стороной отечественных садоводов. Еще в СССР продавался 1 млрд. роз в год. Примерно столько же расходится в России и сейчас. Но во все времена более 70% товара завозили из-за рубежа.

Разница только в том, что до 1991 года основными поставщиками роз в нашу страну были Польша и Болгария, а сейчас Колумбия и Эквадор. Правда, если верить официальной таможенной статистике, почти все розы едут к нам из Голландии. Оптовики закупают цветы не напрямую, а на крупнейшей в мире амстердамской цветочной бирже Аальмсмейра.

Там продают розы даже из Африки, но российские компании предпочитают южноамериканский товар. Причина в том, что «колумбийки» выглядят пышно, а цена на них - в три-пять раз ниже, чем на европейские или российские цветы. Правда, у дешевизны есть обратная сторона. Специалисты называют южноамериканские цветы «химической показухой». Еще на плантациях их обильно накачивают стимуляторами, в результате розы долго хранятся, но, стоит поставить их в воду, как они резко вянут.

Угроза для кошелька

Зато колумбийские цветы приносят баснословные прибыли. «Оптовая цена южноамериканских роз со стеблем длиной 70-80 см в пересчете на наши деньги - 7-10 руб. за штуку. После доставки с учетом всех расходов себестоимость поднимается от силы до 15 рублей. А розничная цена - от 100 до 180 руб., и это в обычный день», - признается владелец компании - крупного поставщика цветов.

Это еще цветочки по сравнению с тем, что начинается накануне 8 марта. В этот день продавцы цветов зарабатывают до половины годовой прибыли. Секрет даже не в том, что в женский праздник они традиционно поднимают цены в 1,5 раза. Главное - на мировом рынке стоимость роз резко... падает.

Дело в том, что наше восьмое марта - настоящее спасение для мировой цветочной индустрии. Этот праздник очень удачно расположился в календаре. «Во всем мире наступает полный штиль в продажах цветов после 14 февраля - дня всех влюбленных. В тропиках в это время как раз снимают новый урожай. Поэтому владельцы плантаций полностью переключаются на российских клиентов - им резко снижают цены и обслуживают вне очереди», - делится секретами директор компании «Цветочный мир» И. Измайлов.

Понятно, что при таких-то прибылях от импорта цветов продавцы даже не задумываются о развитии собственного производства внутри страны. И зря, потому что преимуществ у отечественных роз немало: они хорошо сохраняют аромат и долго стоят в букете. Это важно, потому что, по статистике, в нашей стране цветам приходится слишком долго дожидаться покупателей. Если в США и Европе от момента срезки до покупки в среднем проходит два-три дня, то у нас - неделя. Если цветы летят в Сибирь или на Урал, срок растягивается до 10-12 дней.

70% роз в Россию ввозится из-за рубежа, в основном из Колумбии и Эквадора.

«Устойчивость свежесрезанных российских роз не хуже, чем у качественных голландских. Они живут 10 дней, а при правильном уходе - до двух недель», - объясняет старший научный сотрудник НИИ садоводства Александра Артюхина. Так что наши цветы дадут изрядную фору заморским «химическим красавицам».

Единственный недочет отечественных роз - стебель у них не такой длинный, как у эквадорских. Заморские растения достигают 80-90 см, а наши - 40-50 сантиметров. Но это даже к лучшему, потому что в погоне за размером селекционерам пришлось пожертвовать продолжительностью жизни цветка - метровые розы стоят недолго. Именно по этой причине искушенные покупатели предпочитают цветы поменьше - длиной до 50 сантиметров. Так что, выбирая букет к 8 марта, лучше быть скромнее.

Миграция теплиц

Найти в продаже отечественные цветы - задача не из простых, они давно стали дефицитом. Эксперты объясняют, что розы, как и люди, сильно пострадали от роста цен на ЖКХ. Советские цветочные хозяйства были равномерно разбросаны по всей территории страны. Но с приходом новых времен и новых тарифов большинство комплексов либо приказали долго жить, либо переехали в Астраханскую область или Краснодарский край.

Этот процесс специалисты называют «миграцией теплиц». Переезды хозяйств логичны - себестоимость выращенной на югах розы втрое ниже, чем в зоне рискованного земледелия. Обидно лишь, что новых площадей построили совсем мало - за последние пять лет появилось не более 100 га цветочных теплиц. Одно время на слуху были планы по строительству крупных цветоводческих хозяйств в Ленинградской области, Чувашии и Удмуртии. Но после громкого провала проекта по выращиванию роз в Пензе об этих начинаниях забыли. Еще бы: крупнейший в стране пензенский тепличный комплекс «Мокшанский» производительностью 100 млн. цветов в год обошелся местной казне в 800 млн. рублей. Проект активно лоббировал губернатор. Но из-за хозяйственных просчетов теплицы оказались убыточными и повисли мертвым грузом на шее и без того небогатого областного бюджета.

Конечно, несмотря на все сложности, производство цветов в России постепенно будет развиваться, потому что при правильном подходе этот бизнес может и должен стать очень прибыльным. Но поднимать индустрию придется почти с нуля. А если хотя бы наполовину обеспечить страну собственными свежими цветами, площадь посадок нужно довести до 4 тыс. гектаров, и это как раз тот случай, когда отечественный товар гарантированно будет лучше импортного. Но если партия и правительство захотят, чтобы он вдобавок был дешевле, - им придется снять розовые очки и помочь хозяйствам хотя бы льготами по ЖКХ.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram