Прежде чем начинать обещанную на самом высоком уровне модернизацию страны, неплохо бы понять, что именно нуждается в обновлении. Правительство в целом отмалчивается, поэтому это решили выяснить ученые.
Росстат и Высшая школа экономики подготовили масштабный доклад о состоянии науки и техники в России.
С одной стороны, технологический потенциал страны очень высок. На исследования и разработки расходуются почти 400 млрд. руб. в год - примерно столько же, сколько в Канаде или Швеции. Из того, что настораживает: число людей, занятых научно-техническими разработками, за 15 лет сократилось с 1 млн. до 800 тыс. человек. Тем не менее их в 10 раз больше, чем в той же Швеции, и вдвое больше, чем в Германии - европейском лидере по объемам инноваций.
С другой стороны, доля страны в мировых изобретениях не превышает 1%. Самый серьезный упадок технологий - в отраслях, где господствует малый и средний бизнес. В сельском хозяйстве, ЖКХ и в производстве обуви доля инновационных предприятий меньше 5%.
В целом на всю нашу экономику - от атомной промышленности до упаковки подарков - внедряется лишь около восьмисот новых технологий в год. Это в 3-5 раз меньше, чем в европейских странах. Научных разработок мы экспортируем в два раза меньше, чем Чехия и Люксембург, - на 630 млн. долл. в год. А покупаем их на 1,42 млрд. долларов.
Опрошенные «АН» эксперты уверены, что причина - в однобоком финансировании исследований. В странах «Большой семерки» государство оплачивает только 25-30% новых разработок, остальное - финансирование из частных источников. В России - наоборот. Даже в благополучном 2007 г. две трети средств на инновации выделялись из госбюджета или из прибыли государственных компаний. В нынешнем году, по данным Национальной ассоциации инноваций, доля государства подскочила до 85%.
Конечно, государственное финансирование приносит огромную пользу. С 1999 г. расходы бюджета на прикладную науку выросли в 20 раз. Помимо прочего это отразилось на статистике Роспатента. В 2007 г. в стране действовало менее 130 тыс. патентов. В 2008 г. - уже 150 тысяч.
Главное - улучшилось качество изобретений. Несколько лет назад в стране патентовали в основном дизайн «чашек с таблицей умножения» и форму бисквитных мини-рулетов. В последнее время появились более масштабные открытия. К примеру, ФГУП «Обнинское НПП «Технология» запатентовал уникальный по прочности и термостойкости керамический материал, а Красноярская государственная медицинская академия придумала гель, устраняющий кожные шрамы и рубцы.
Но таких прорывов недостаточно, чтобы Россия заняла достойное место в мировой технологической сфере. Проблема в том, что государство не в состоянии финансировать всю прикладную науку. По подсчетам, только на развитие высокотехнологичных секторов экономики, таких как электроника или связь, необходимы инвестиции в 616 млрд. рублей. Но наши частные компании не спешат тратиться на исследования. По данным Росстата и Высшей школы экономики, только 8% таких предприятий вкладывают средства хоть на какие-то инновации. Но половина из них называет этим громким словом... закупки оборудования за рубежом.
В собственные технологии инвестируют в основном крупные предприятия, на которых работают более 10 тыс. человек. Как правило, это холдинги, «прописанные» в промышленных регионах. В остальных субъектах Федерации инновационная активность в 2-3 раза скромнее, а на Чукотке, в Тыве, в Ингушетии, в Калмыкии частных исследований и разработок нет вообще.
У этой диспропорции множество причин. Дело и в запутанности нашей системы оформления прав на интеллектуальную собственность, и в неумении малого бизнеса продвигать новый товар. Вроде бы правительство пытается вовлечь предпринимателей в инновационную деятельность, для этого - открывает технопарки и бизнес-инкубаторы. Но пока эти меры неэффективны, и вот по какой причине. Как показал опрос, проведенный Национальной ассоциацией инноваций среди компаний, занимающихся техническими разработками, 58% фирм не доверяют государственным структурам.
Так что модернизацию стоило бы начать не с простого вливания денег, а с обновления отношений бизнеса и власти. Пока чиновникам нет веры - не будет и ничего принципиально нового.