Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 48(186) от 03.12.2009

Антикризисные «мили»

, 17:19 , Обозреватель отдела Промышленность

100 лет назад на землю сошел Великий Конструктор. Это был Михаил Миль. Наш корреспондент отправился в Ростов-на-Дону, чтобы посмотреть, как распоряжаются наследством мастера российские вертолетостроители.

«Н» - значит ночной

Ростов-на-Дону в эти дни - та же Москва. Слякотный дождь, серость. Из-за густого тумана рейс опоздал на полтора часа. Интересно, а может ли широко разрекламированный Ми-28Н (он производится здесь, на «Рост-
вертоле»
) работать в таких условиях? Вот и узнаю.

Удивительно, но прототип «новейшего, лишь месяц назад официально принятого на вооружение», Ми-28 совершил первый полет в далеком 1982 году... Значит, советские конструкторы, разрабатывая концепцию машины, гениально попали в точку. Ми-28 с годами не обветшал, а все больше обретает весь блеск боевой эффективности. Обрастает совершенными приборами и системами вооружения.

Машине повезло. Превращение Ми-28 в современный Ми‑28Н «Ночной охотник» состоялось без участия государства, которое в 90-е годы и не думало вкладываться в разработку новых вертолетов. Генеральный директор «Роствертола» Борис Слюсарь еще в 2000 г. заглянул в будущее и настоял, чтобы значительную часть заработанных денег серийное ростовское предприятие передавало Московскому вертолетному заводу им. М.Л. Миля (МВЗ). Это не просто завод, а головное КБ для всех милевских машин.

Конечно, были бы полноценное бюджетное финансирование, госпрограмма, «Ночной охотник» уже давно мог служить в строевых частях и выполнять боевые задачи в любую погоду, днем и ночью. Но лучше поздно, чем никогда, - основной ударный вертолет Российской армии начал поступать в войска. К концу года их численность в Вооруженных силах достигнет 30 машин. Это абсолютно реальные планы - достаточно заглянуть в цех окончательной сборки, где в работе, на стапелях, стоит добрый десяток Ми-28Н.

Иностранные пилоты говорят, что, когда видят в качестве противника наши боевые «Ми», им становится страшно. Бронирование российских машин считается лучшим в мире, а испытывать на себе эффективность пушечно-ракетного вооружения себе дороже. 30‑миллиметровая пушка 2А42 разработки 80-х годов хорошо зарекомендовала себя на наземной технике, ею оснащались боевые машины пехоты. Отсюда унификация боеприпасов с войсками - в полевых условиях не нужно искать специальные авиационные, чтобы в горячую пору подготовить вертолет к выполнению боевой задачи. А вот управляемое  ракетное вооружение новое - комплекс «Атака». На заводе сказок не любят, утверждает Андрей Варфоломеев, главный инженер ОАО «Роствертол»:

- Не буду рассказывать о ракетах с прицельной дальностью 20 км. Это остается на уровне презентаций - разработчики еще не завершили опытно-конструкторские работы. Мы реалисты - будет серийное производство, установим на вертолет. А сейчас машина вооружена тем, что проверено, испытано и есть в наличии.

Необязательно, считает главный инженер, чтобы все вертолеты оснащались бортовой радиолокационной станцией (РЛС) для «работы» в тумане и ночью:

- Есть один «наводчик», оснащенный дорогостоящей супераппаратурой, он засекает цели и передает данные основной группе - эффективность от этого не пострадает. Но ее установка на любую серийную машину предусмотрена.

Правда, пока еще все Ми-28Н попадают в строевые части слегка «подслеповатыми» - производитель РЛС проводит испытания и обещает наладить ее серийный выпуск только в следующем году. Вот и ответ на вопрос о тумане в ростовском аэропорту.

Главное - модернизация

ОАО «Роствертол» - самое самостоятельное предприятие отрасли. С оборонпромовскими «Вертолетами России» у них лишь договор консультационных услуг. При этом «Роствертол» встроен в производственные планы холдинга.

На заводе мирно «уживаются» сразу несколько типов машин: боевые Ми-24/35, Ми-28Н и самый большой транспортный вертолет в мире Ми-26Т. Монополия на его производство тоже принадлежит ростовчанам.

В пространстве цеха громады фюзеляжей Ми-26, опутанные строительными лесами, выглядят, как тела подводных лодок, - монументально-обтекаемо. Тина Шапошникова, начальник «выставок и рекламы», привычно сообщает:

- Недавно поставили в Китай новые Ми-26Т. Китайцам понравилось, как российские машины сработали во время ликвидации последствий землетрясения.

По грузоподъемности им нет аналогов в мире - 20 тонн. Ближайший конкурент из США берет не более шестнадцати.

Но, чтобы вертолет не отставал от времени, ему требуется постоянная модернизация. И Ми-26Т тоже надо модернизировать, считает Андрей Варфоломеев.

- Зачем? Он и так хорош!

- Авионика находится на уровне 70-х годов прошлого века. Пора обновлять приборное оборудование. Раз уж мы взялись за серьезную модернизацию Ми-26, появилась возможность снизить нагрузку на экипаж, сделать так, чтобы он состоял всего из двух пилотов и оператора, который обеспечит управление внешней подвеской, проследит за грузом. В следующем году завершим этот процесс.

Ми-35М (модернизация и развитие заслуженного бойца Ми-24) для Бразилии и Венесуэлы прошли полный цикл опытно-конструкторских работ и государственные испытания с участием военных.

- Если сейчас появится заказ на Ми‑24, то он в любом случае будет доведен до уровня Ми-35М, обязательно с ночными системами. Это принципиально иной уровень «потребительских» качеств.

На летно-испытательной станции посмотрел на экспортные экземпляры ударных Ми-35М. Они выкрашены матовой антибликовой краской, выглядят как-то не «по-нашенски». ВВС России почему‑то от нее отказались. Копеечная экономия? Или армейские генералы требуют, чтобы все блестело?

Тем временем на заводе уже готовят модернизацию Ми-28Н, несмотря на то что его серийное производство только-только началось. Нет пределов совершенству. И в Минобороны это понимают, идут навстречу. Точно так же американцы развивали свой хит «Апач» (AH-64D Apache Longbow) - он прошел четыре ступени модернизации.

Сделают дублирующую систему управления в передней кабине оператора. Для ввода в строй молодых пилотов или переучивания с другого типа вертолетов. К защите экипажа это отношения не имеет:

- На Ми-24 в горах были случаи, когда снайпер убивал пилота. С «Ночным охотником» такой номер не пройдет, пулестойкие стекла кабины и броня гарантируют от поражения стрелковым оружием.

Ведутся работы и по модернизации легких Ми-2. Сотни этих машин все еще работают в авиакомпаниях и летных училищах, множество экземпляров с незначительным налетом - как новые. Старичок Ми-2 был и остается незаменимой «летающей партой», рабочей лошадкой малой авиации. Совсем недавно была попытка запретить их полеты. В угоду «мотивированным» чиновникам Минпромторга и Оборонпрома Росавиация расчищала пространство для легких итальянских Augusta Westland AW139, отверточную сборку которых налаживают в Подмосковье. Но эксплуатанты Ми-2 отбились, лет 15 они еще полетают. Пусть говорят, что он неэкономичный. Зато фантастически дешев и прост в обслуживании. «Роствертол», в свою очередь, потихоньку наладил ради ветерана производство лопастей несущего винта, топливных баков и еще кое-что по мелочи. Польша, где эти машины строили для всех стран Варшавского договора, уже ничего к ним не выпускает. Сейчас завод предлагает слегка обновить авионику и установить более мощные и экономичные двигатели - как раз то, что нужно.

Главный признак самостоятельности - финансируются все эти модернизации не за счет федерального бюджета, а из собственных средств. Тут деньги не попилишь, каждая копейка на виду. В авиастроительной отрасли это явление уникальное - не клянчить у московских чиновников деньги за «откаты», а развиваться самим, в инициативном порядке.

Замечательное предприятие: денег у государства почти не просит, налоги платит. Не хуже нефтянки. На заводе удивляются: «Какой кризис? Мы как работали, так и работаем!» Более того, служба персонала не дремлет:

- За счет кризиса мы квалифицированные кадры к себе подтянули. Например, «Ростсельмаш» валом сокращает работников, а мы лучших берем к себе.

Но не стоит забывать: на «Роствертол» работает один из самых знаменитых в авиационном мире брендов - «Миль». Более 7 тыс. «Ми» летают по всему земному шару. Заказы - отовсюду.

Постскриптум

Когда я приступил к подготовке материала, то с позором узнал, что Михаил Леонтьевич Миль скончался почти 40 лет назад, на 61-м году жизни. Насколько же плотно понятие «вертолеты «Ми» вошли в обиход, что и сейчас кажется - генеральный конструктор жив, продолжает создавать и строить самые массовые в мире машины вертикального взлета и посадки! Миль густо посеял - под его руководством созданы девять типов машин, определившие целые направления в вертолетостроении. От сверхлегкого Ми‑1, средневеса Ми‑8 до тяжеловоза Ми‑26 и летающего танка Ми‑24. Михаил Миль живет в них как отец в своих детях.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram