Президент Дм. Медведев может войти в историю как реформатор времени. В своем ежегодном Послании он предложил сократить число часовых поясов и заодно усомнился - так ли нужен стране летне-зимний перевод стрелок. «АН» решили заглянуть в будущее и опросили экспертов - будет ли такая реформа оправдана с точки зрения экономики?
Поражает не только глобальность часовой задачи, поскольку последний раз время в нашей стране всерьез реформировали почти 90 лет назад, но и то, как быстро подсуетились депутаты. На следующий день, после того как Дм. Медведев выступил в Совете Федерации, единоросс Василий Захарьящев внес в Госдуму законопроект об отмене перехода на летнее время.
Удивительная скорость подготовки бумаг объясняется тем, что депутат выложил на стол давным-давно готовый документ. Надо сказать - это далеко не первая попытка законодателей ужать пояса и запретить перевод стрелок. «АН» подсчитали, что с 1991 г. подобные предложения поступали в Госдуму минимум семь раз. И каждый раз «временным» реформаторам давали от ворот поворот.
За этим регулярным «перетягиванием стрелок» стоит такая интрига: можно сказать, что в России действуют две «часовые партии». Первая группа влияния представлена прежде всего депутатами Приморского законодательного собрания. Они много лет подряд забрасывают администрацию президента проектами, предполагающими резкое сокращение разницы во времени между Владивостоком и европейской частью страны. Ее хотят уменьшить с семи до четырех часов, в целом же число поясов хотят сократить с нынешних одиннадцати до пяти-шести.
Одно дело – вставить яркую строчку в ежегодное Послание, совсем другое – реально перекурочить расписание, по которому страна живет многие десятки лет.
Почему эта идея возникла именно на востоке страны? Дело в том, что, пока не появился знаменитый декрет Совнаркома от 1919 г., временная разница между Москвой и Владивостоком составляла именно четыре часа - и никто не жаловался. Кроме того, приморцев вдохновляет пример соседнего Китая, который в 1949 г. отменил деление страны по часовому принципу. Государство, имеющее третью по величине территорию, упразднило деление на пять часовых зон и почти 60 лет живет по пекинскому времени. Заодно Китай позаимствовал идею Японии, отказавшейся от ежегодного перевода стрелок.
Наверное, Кремль давно пошел бы навстречу приморскому заксобранию, если бы не аргументы второй, противостоящей, «партии». Ее представляют высокопоставленные энергетики, которым невыгодно сокращение часовых поясов. Наша энергосистема устроена таким образом, что крупнейшие станции поочередно обслуживают сообщающиеся «бассейны» - потребителей из разных часовых поясов. Это обеспечивает максимальную загрузку мощностей и экономит энергетикам как ресурсы, так и нервы.
«Стрелочное лобби» успешно обороняется от попыток реформировать время. Например, в прошлом году Госдума провалила принятие законопроекта, разработанного не кем-нибудь, а председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. Лидер справороссов требовал отменить летне-зимний перевод стрелок, подкрепляя это такой статистикой: в течение 14 дней после перескока часов количество вызовов «скорой помощи» возрастает на 12%, несчастных случаев становится больше на 30%, а инфарктов - на 75%.
Но оппоненты оказались проворнее: они доказали, что эти цифры взяты с потолка. В действительности никаких серьезных исследований на эту тему не проводилось, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Так что вредное влияние поясного и декретного времени на здоровье - вещь не доказанная.
Тем временем «энергетическая партия» и сама изрядно лукавит. Она часто приводит такой аргумент: благодаря наличию часовых поясов и переводу стрелок Россия ежегодно экономит не менее 2 млрд. киловатт/часов электроэнергии. Вроде бы цифра внушительная, но на деле это всего лишь... 0,44% от всего вырабатываемого в стране электрического тока. Проще говоря, «огромная экономия ресурсов» практически не заметна и находится на уровне статистической погрешности.
Так что никаких внятных экономических обоснований нет ни у сторонников, ни у противников временной реформы. Да их и не может быть. Скажем, как ни старались многочисленные исследователи найти зависимость между китайским экономическим чудом и отсутствием часовых поясов в этой стране - ничего не вышло.
Поэтому самым разумным объяснением временной активности депутатов будет... личная заинтересованность. Эксперты обращают внимание, что многим дальневосточным и сибирским чиновникам по роду деятельности приходится часто летать в Москву, а путешествие через несколько часовых поясов не только утомительно, но и вредно для организма. Кстати, в связи с подготовкой к саммиту АТЭС частота посещений Приморского края столичными чиновниками в последнее время также вышла на рекордный уровень.
Что же касается инициативы г-на Захарьящева, то, скорее всего, он поспешил напрасно. Осведомленные источники обращают внимание: сразу после Послания помощник президента Дворкович заявил, что вопрос о реформе времени требует серьезной проработки. Вероятно, никаких телодвижений в этой области в ближайшие годы не будет.
В общем, одно дело - вставить яркую строчку в ежегодное Послание, совсем другое - реально перекурочить расписание, по которому страна живет многие десятки лет. Вполне может быть, что идея ужать регионам часы появилась только для того, чтобы отвлечь внимание от другого, гораздо более актуального «ужимания поясов». В ближайшие месяцы эта процедура предстоит всем местным бюджетам в реальном времени.