Зашнурованная граница
Видимо, чиновников вдохновил тот факт, что когда-то, до революции, легпром был самой прибыльной отраслью российской экономики и второй по величине после сельского хозяйства. Сейчас дела обстоят иначе: по официальным данным, в России ежегодно продается 520 млн. пар обуви, при этом на долю китайского товара приходится 300 млн. пар. А туфли и сапоги российского производства интересны только 10% покупателей.
Конечно, хорошо бы вернуть золотые времена нашего легпрома, но обязательно ли делать это за счет населения? Тем более что метод, который избрало Министерство промышленности, вызывает большие сомнения. От повышения пошлин не будет никакого толку. Почему?
Во-первых, покупатели, скорее всего, даже не заметят изменений таможенной политики. «Стоимость туфель, которую импортеры декларируют на границе, и настоящая цена - это две большие разницы», - объясняет гендиректор Института исследования конъюнктуры оптового рынка Олег Курбатов.
Судите сами: по данным таможни, средняя цена ввозимой в Россию импортной обуви - 10 долл. за пару. И это включая дорогие модельные изделия, которые в реальности стоят много тысяч рублей. Так что, даже если пошлины вырастут в несколько раз, на магазинных ценниках это почти не скажется.
Во-вторых, если таможенники начнут взимать плату с настоящей цены товара, тогда вернется «серый» импорт. «У нас громадные дыры на южных границах, а в Казахстане нет своего обувного производства, поэтому пошлины там нулевые. Вот через эту страну к нам и пойдут огромные потоки нелегального импорта», - откровенничает источник «АН» в Ассоциации предприятий легкой промышленности.
В-третьих, после повышения пошлин госказна... потеряет приличные деньги. Мы уже наступали на эти грабли: заградительные пошлины на обувь в нашей стране действовали девять лет. Когда в 2006 г. их снизили до 10%, легальный импорт тут же вырос в шесть раз. Благодаря этому за три года бюджет собрал дополнительные 15 млрд. рублей.
Получается, что, задирая таможенный барьер, государство и промышленности не поможет, и само обеднеет. Значит, нужно искать другой вариант. Обнаружить его не так сложно, но для начала чиновникам не помешало бы лучше изучить отечественный обувной рынок.На самом деле он совсем не такой, каким кажется из властных кабинетов.
Теневая статистика
Прежде всего аналитики отмечают, что реальная доля отечественного товара гораздо выше, чем значится в официальных данных. Три четверти нашего обувного производства вольготно расположились в тени. Это продукция малых предприятий, которые отнюдь не стремятся демонстрировать властям свои успехи. Причина ясна как божий день. «Если начнем полностью платить налоги, придется повышать цены в несколько раз. Мы сразу проиграем китайцам, и фабрика закроется», - утверждает владелец небольшого обувного предприятия в Московской области.
Таких полутеневых производств по всей стране тысячи. Например, специалистам известно, что в Ростовской области давно возник «кластер» из нескольких десятков небольших обувных фабрик. Они специализируются на недорогой продукции, которая успешно конкурирует с китайским товаром по цене и качеству. С ростовских конвейеров сходит по меньшей мере 10 млн. пар обуви в год, но официальная статистика их не учитывает.
Кроме того, похоже, что Минпромторг напрасно переживает о горькой судьбе отечественных обувщиков. Ведомство очень обеспокоено тем, что с начала года продажи российских «башмаков» упали на 8%. На самом деле производство, скорее всего, просто частично ушло в тень.
В действительности обувная промышленность в последнее время была далека от стагнации. «Наша отрасль непрерывно растет с 2001 года», - говорит генеральный директор Российского союза кожевенников и обувщиков Александра Андрунакиевич. В последние восемь лет производство ботинок, туфель и т.д. увеличивалось на 10-12% в год. Если что и упало, так это выпуск кирзовых сапог, но лишь потому, что армия пообещала отказаться от них еще в 2007 году.
Кстати, этому росту во многом способствовало то обстоятельство, что три года назад государство обнулило импортные пошлины на оборудование для обувной промышленности. По мнению экспертов, еще более бурному подъему индустрии препятствовал не импорт, а... дефицит кожи.
Дело в том, что 90% российской обуви выпускают из отечественного сырья. Более половины продукции, особенно недорогой, производится из краста - это крашеный кожевенный полуфабрикат без отделки. Но вот беда - отечественного краста обувному производству (очевидно, «падающему») стало не хватать, а возить его из-за границы не выгодно, потому что российский на треть дешевле.
Каков итог? Похоже, ведомство Христенко опять спасает не того утопающего. Ясно, что если вывести обувные производства из тени, то доля российского товара сама собой подскочит если не до половины, то по крайней мере до 30-40% рынка. А это довольно близко к той «недостижимой» планке, которую наметили на 2020 год.
Одним словом, «группе Христенко» стоит оторваться от увлекательного занятия по верчению таможенного крана. И - попытаться понять, почему российские обувщики так упорно бегают от них.