Недавно в КНР разразились волнения среди одного из национальных меньшинств - уйгуров. После этого руководство Коммунистической партии Китая решило проводить более открытую и гуманную политику в отношении своих малых народов. Первым делом опубликовали «Белую книгу по национальной политике в КНР». В ней содержится ранее закрытая статистика о численности нацменьшинств.
Когда наши ученые из Института стран Азии и Африки (ИСАА) взглянули на эти цифры - они обомлели. Оказалось, в Китае живут представители 56 народов, но самый быстрорастущий народ среди всех - это русские.
Официально «китайские русские» - это потомки солдат и офицеров белой армии, осевших там в 1920-е годы. В основном они живут на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Конечно, по сравнению с численностью коренных китайцев наших там мало, зато диаспора растет невиданными темпами. Динамика впечатляет: в 1982 г. русских в КНР было не более 3 тыс., по результатам переписи 2000 г., - уже 16 тыс., а сейчас диаспора разрослась до 20 тыс. человек.
Причина демографического взрыва - в привилегиях, которые в Китае даны нацменьшинствам. Обычная китайская семья не имеет права заводить более одного ребенка. Но на малые народы это не распространяется. Более того, представители малочисленных народностей получают ряд карьерных возможностей и социальных привилегий. Точно так же, как это было в СССР.
Поэтому, как отмечают ученые из ИСАА, в Синьцзян-Уйгурском районе «наши люди» заняли ряд ключевых постов. А некоторые дошли до Пекина. Например, Николая Ивановича Лунева, директора русской школы из города Инин, избрали по национальной квоте во Всекитайский комитет Народного политического консультативного совета Китая.
Высший орган государственной власти в Поднебесной - Всекитайское собрание народных представителей. Там тоже есть русский депутат Раиса Александрова. В обычной жизни она работает заместителем председателя суда в городском суде города Тачэн. В общем, похоже, что «нашим» в Китае живется совсем не плохо.