Аргументы Недели → Экономика № 40(178) от 08.10.2009

Танкерная атака

, 17:51 , Обозреватель отдела Экономика

Метановый мир

Газовые супертанкеры - не просто корабли, это плавучие стальные города. За каждый рейс такое судно перевозит до 150 млн. куб. м газа. Этого достаточно, чтобы несколько месяцев согревать миллионный мегаполис, и примерно равно суточному потреблению газа Польшей и Украиной. Самые крупные газовозы достигают 350 м в длину и 50 м - в ширину. Представьте громадину длиной с Эйфелеву башню или - с две пирамиды Хеопса, входящую в порт...

Техническая начинка супертанкеров производит не меньшее впечатление, чем их габариты: чтобы доставить голубое топливо через океан, его нужно сжать до такой степени, чтобы каждый кубометр жидкого газа весил полтонны, груз хранится при температуре минус 160 градусов.

Правда, и стоимость этого чуда техники колоссальная: от 150 до 300 млн. долларов. Понятно, что при такой цене спрос на такую технику ограничен: в мире насчитывается только 220 газовых танкеров, а попадающих в категорию «супер» - менее десятка. Почти все они построены на японских, германских или корейских верфях, но самой передовой технологией производства газовозов владеют... финны. Они добились очень низких потерь - за каждые сутки рейса из танков улетучивается менее 0,2% груза.

Отечественные корабелы таких судов никогда не выпускали - не было необходимости. Зачем нам танкеры, если мы всегда поставляли газ по трубам, для чего и построили крупнейшую в мире систему газопроводов.

Но в XXI веке приоритеты резко изменились: эксперты все чаще говорят, что в мировой энергетике на смену «нефтяной эпохе» приходит «метановая». Сейчас мировое потребление газа не превышает 2,5 трлн. куб. м в год, но, по прогнозам, в 2020 г. оно достигнет 4 трлн. кубометров. Это значит, что в глобальном энергобалансе газ будет «весить» больше, чем нефть. При этом более половины «метана» пойдет к потребителям не по трубам, а в танкерах. Тенденция очевидна: если 40 лет назад доля сжиженного газа в мировой торговле голубым топливом была менее 3%, то в прошлом году она достигла 28%, а к 2030 г. превысит 60%. Главное - скоро появится единый мировой рынок газа, и цены на нем будут формироваться так же, как на нефть.

Вот почему «Газпром» недавно заявил, что его новая цель - занять не менее 20% мирового «сжиженного» рынка. Без супертанкеров тут не обойтись. Корпорация уже объявила тендер на строительство восьми газовозов вместимостью от 155 до 208 тыс. куб. м газа. Эти суда станут одними из самых больших в мире и должны быть готовы уже в 2014 г. - к запуску Штокмановского месторождения. Кроме того, «газовый гигант» пообещал, что в ближайшие годы приобретет еще 23 супертанкера.

Надо ли говорить, какой ажиотаж это заявление вызвало среди крупнейших мировых судостроителей? Сейчас верфи переживают тяжелые времена. 30% всех мировых заказов на новые корабли отменено, еще четверть находится под вопросом. Корабелы уже, было, положили зубы на полку, и тут на кону появился многолетний контракт на 5-7 млрд. долларов.

Три фаворита

Но иностранные верфи ждет разочарование - «Газпром» объявил, что все корабельные заказы достанутся российским предприятиям. Тут-то и начинается самое интересное: какие именно заводы получат контракты? По данным «АН», у финишной черты находятся три финансово-промышленные группы.

Первый претендент - Объединенная промышленная корпорация (ОПК) известного предпринимателя Сергея Пугачева. Ему принадлежат «Северная верфь» и «Балтийский завод». Сильная сторона ОПК - компания уже запустила проект обновления верфей стоимостью 17 млрд. рублей. Как утверждают в корпорации, это позволит строить суда водоизмещением до 300 тыс. тонн. А слабость в том, что эти новые возможности откроются только через несколько лет...

Второй фаворит - Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), которым владеют братья Ковальчуки. У этой компании еще более амбициозная инвестиционная программа - Выборгский завод пообещал вложить 38,5 млрд. руб. в строительство верфи в г. Приморске. Но и проблемы у господ Ковальчуков примерно те же, что у г-на Пугачева, - стройка завершится хорошо, если года через четыре.

Третий участник гонки - Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Два года назад стараниями главы Ростехнологий Сергея Чемезова государство объединило все свои судостроительные предприятия (19 крупных верфей) в один холдинг. Помимо прочего нам пообещали, что ОСК создаст с нуля новый завод для строительства крупнотоннажных гражданских судов. С одной стороны, дальше слов дело пока не пошло. С другой стороны, одно из предприятий ОСК - «Адмиралтейские верфи» - выполнило самый крупный судостроительный проект России за последние 20 лет. Оно построило восемь универсальных супертанкеров длиной 182 м для компании «Совкомфлот».

Решать «Газпрому»

Итак, кому достанутся заказы? А тут и гадать нечего: хотя тендер назначен на начало 2010 г., «Газпром», похоже... уже распределил выигрышные номера. Во всяком случае, как сообщил зампред правления «Газпрома» Алексей Ананенков, корпорация готова отдать контракты на четыре танкера двум российским верфям. Их «по-дружески поделят» г-н Пугачев и братья Ковальчуки: два супертанкера на 155 тыс. т построят предприятия ОПК, еще два судна на 208 тыс. т каждое сойдут со стапелей Выборгского завода.

Спрашивается, почему контракты на супертанкеры проплыли мимо госкорпорации? Одна из версий выглядит так: «Газпром» отказался от услуг ОСК, потому что на самом деле он будет строить суда в... Германии.

Предыстория такова: в середине августа 2009 г. компания с российскими корнями «Нордик Ярдс» приобрела две обанкротившиеся немецкие верфи в городах Висмаре и Варнемюнде. Эти предприятия, в модернизацию которых правительство Германии в свое время вложило более 1 млрд. евро, обошлись новым хозяевам в 40 млн. евро. Самое интересное - это личность владельца «Нордик Ярдс». Компанией владеет Виталий Юсуфов - сын бывшего министра энергетики РФ Игоря Юсуфова и... член совета директоров «Газпрома».

Логично предположить, что г-н Юсуфов купил предприятия не без оглядки на будущие танкерные заказы газовой корпорации... Тем более что г‑н Ананенков успел проговориться: российские заводы могут построить суда при участии «иностранных верфей Балтийского региона».

Какие именно это будут верфи - угадать нетрудно. Важно другое: скорее всего, за этой историей стоит более сложная комбинация, нежели банальное обогащение одного из членов правления за счет контрактов с собственной компанией.

Не секрет, что «Газпром» не горел желанием размещать заказы на отечественных верфях. Например, три громадных газовоза для проекта «Сахалин‑2» строили в Японии. Но выбора у корпорации не было - на самом верху ее настойчиво попросили «простимулировать развитие российского судостроения». Только, похоже, «Газпром» решил подстраховаться на случай, если российские верфи не справятся с заказами в срок, а такое возможно. Для этого газовый гигант и купил германские предприятия через «доверенное лицо».

Плохо ли это для российских корабелов? Вовсе не обязательно: если немцы поделятся технологиями, наша промышленность выиграет. Но может случиться и так, что отечественным верфям отведут малопочетную роль «отверточных сборщиков», а все сложные узлы изготовят в Германии. Ясно одно: по какому сценарию будет развиваться ситуация - решать «Газпрому».

Сжиженные достижения

В России уже работает первое и пока единственное предприятие по производству СПГ (сжиженного природного газа). Это месторождение «Сахалин-2». Проектная мощность завода - 9,6 млн. т в год, это примерно 5% мирового производства. И все эти миллионы тонн до капельки уже зарезервированы на 20 лет вперед клиентами из Испании и Южной Кореи.

Поскольку первый сахалинский блин оказался далеко не комом, строительство таких заводов продолжится. Следующее на очереди - вдвое более крупное предприятие во Владивостоке мощностью 16 млн. т в год. Оно заработает в 2016 г. - сроки привязаны к пуску громадного Чаяндинского месторождения. Кроме того, нет никаких сомнений, что третий российский СПГ-завод появится на Ямале. Он будет сжижать газ Тамбейской группы месторождений. Строительство начнется в 2015-2017 годах.

Если эти планы не останутся на бумаге, «Газпром» действительно займет пятую часть мирового рынка СПГ. Но для начала ему понадобятся десятки супертанкеров. Для справки: чтобы перевезти весь сжиженный газ, который за год будет производить один только «Сахалин‑2», требуется более 100 рейсов супертанкеров.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram