Аргументы Недели → Экономика № 39(177) от 01.10.2009

Все дело в спросе

, 16:42

Воодушевление среди инвесторов нарастает с каждым днем, и, хотя коррекция на рынках выглядит неизбежной, многие воспринимают этот факт как возможность купить подешевле. По всему миру проходят всевозможные форумы и конференции, посвященные ситуации на глобальных рынках. Примечательно, что участники подобных мероприятий, экономисты и финансовые чиновники рассуждают о кризисе исключительно в прошедшем времени. Почти все устремлены в будущее. Если раньше обсуждали, как остановить падение капитализации фондового рынка, то теперь все озабочены, как эту самую капитализацию повысить.

Подобная эйфория заставляет вспомнить слова одного из классиков литературы - «счастлив тот, кто не замечает того, что невозможно изменить». Ведь что происходит сейчас? Мировая система финансов осталась прежней, и, судя по всему, дело ограничится небольшим косметическим ремонтом. Несмотря на многообещающие призывы со стороны регуляторов. Однако возможное снижение бонусов для банкиров не исправит ситуации, так как те всегда найдут способ обойти новые правила. Но дело отнюдь не в банкирах, а в том, что сами власти пытаются жить по правилам старой экономики, основанной на безудержном потреблении.

Подобная экономическая модель отчасти и привела мир к нынешнему кризису, но, вместо того чтобы исправить существующие дисбалансы (то есть привести потребление в соответствие с доходами), мир толкают к еще большим расходам. Так называемые стимулирующие меры, к которым прибегли правительства многих стран, заставляют потребителя тратить свои сбережения сегодня и не откладывать покупки на завтра.

Именно благодаря возросшей потребительской активности и удалось оживить экономику и помочь предприятиям. Но вся беда в том, что подобная стратегия может иметь весьма печальные последствия уже в ближайшем будущем. Парадокс, но, стимулируя потребительские расходы, власти не могут найти способ заставить тратить предпринимателей. Несмотря на стабилизацию, мы не видим увеличение расходов на расширение бизнеса с их стороны. Никто не спешит создавать новые рабочие места. Но если нет роста занятости, то откуда взяться новому потребителю?

Учитывая, что граждане уже тратят завтрашние деньги, впору задуматься о том, где их взять потом. Без будущего спроса на свою продукцию предприятия обречены на дальнейшее сокращение издержек, что неминуемо приведет к новой волне увольнений со всеми вытекающими проблемами для экономики.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram