Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 39(177) от 01.10.2009

Мал Ямал, да дорог

, 16:19 , Обозреватель отдела Экономика

Второе дыхание

Воздух в Салехарде 24 сентября едва прогрелся до нуля градусов, но в местном аэропорту было необычайно жарко. В этот день на крохотной взлетной полосе небольшого городка, который обычно принимает два-три лайнера в неделю, разом скопились 25 реактивных самолетов бизнес-класса. Они привезли директоров корпораций, названия которых говорят сами за себя: «Шелл», «Митсубиси», «Тотал», «Эни», «Э. Он», «Коноко-Филлипс» и др. Что явно бросалось в глаза, так это полное отсутствие китайских компаний.

Важные шишки явились на «край земли» (так переводится «Ямал» с ненецкого языка), зная, что дело того стоит - встреча принесла сенсационную новость. Каких только пряников не пообещал премьер иностранным инвесторам: от освобождения едва ли не от всех налогов до создания особой экономической зоны.

Чем же так важен Ямал? Эксперты объясняют, что полуостров - «второе дыхание» российского сырьевого сектора. Разведанные запасы газа на Ямале - более 12 млрд. куб. м, а общий объем этой кубышки с учетом морских месторождений превышает 50 млрд. кубометров.

Проще говоря, в недрах Ямала скрыто больше газа, чем наберется в обеих Америках, вместе взятых. Голубого топлива там как минимум столько же, сколько во всех месторождениях знаменитого Надым-Пур-Тазовского района, получившего название по именам трех рек в Ямало-Ненецком АО. А это тот самый регион, скважины которого обеспечивают 90% добычи всего российского газа.

Пока Надым-Пур-Таз «пахал» на полную катушку, у газовиков все было в порядке. Тридцать пять лет три месторождения-великана - Медвежье, Ямбургское и Уренгойское - давали «Газпрому» более 70% всей добычи. Но многолетний топливный парад-алле подходит к концу. На основных скважинах Западной Сибири добыча падает на 7-10% в год, а три месторождения-«старичка» уже истощились на 50-90%.

Так что дорога одна - на Ямал. Вот только природа позаботилась о том, чтобы добраться до сокровищ полуострова было непросто. Все 26 крупных месторождений Ямала расположены в сотнях километров от действующей системы газопроводов, которая заканчивается в районе Ямбурга и Уренгоя.

По плану «Газпрома», чтобы доставить ямальский газ на большую землю, нужно построить две нитки газопровода с Ямала до Уренгоя через Обскую губу, а также три нитки через Ухту до Торжка. Общая протяженность ниток - 16,7 тыс. км, а цена вопроса - каких-то... 80-100 млрд. долларов.

Стоимость так высока, потому что трубы диаметром 1,42 м придется тянуть сквозь топи и вечную мерзлоту. И это не все: когда специалисты, поеживаясь, говорят о ямальском климате, часто приводят в пример годовой перепад температур в 100 градусов - от -60 до +40. В реальности это выглядит так: 24 сентября «Газпром» торжественно открыл на Ямале самый сложный участок 572-километровой заполярной железной дороги Обская - Бованенково - мост Юрибей. Так вот из-за температурных перепадов собственно мост - уникальное металлическое сооружение длиной 4 км - в течение года будет менять длину на три метра. Опоры моста забурили в вечную мерзлоту на 20-40 м, и все равно они впаяны не в грунт, а, по сути, в «ледяной рассол».

Прямая речь

- Для поддержания давления в газопроводе через каждые 200 километров ставится компрессорная станция, которая на этом же газе и работает. Сейчас, когда мы продаем газ в Европу на расстояние 2 тысяч километров, 10% российской энергетики работает на перекачку газа. Если мы будем качать газ на 6-7 тысяч километров, например в Китай, значит, до 40% добываемого топлива уйдет на перекачку.

Сейчас, качая газ на Запад, мы оставляем в нем значительную долю так называемых жирных компонентов (этана, пропана, бутана). В США из газа извлекают 100% пропана, 100% бутана, 90% этана. У нас - только 50% пропана и бутана и 7% - этана. Остальное либо сгорает в факелах, либо поступает на Запад с газом, качество которого гораздо выше, чем оговорено контрактами. То есть мы бесплатно гоним ценное сырье...

Заведующий лабораторией Института

химической физики РАН Владимир АРУТЮНОВ

Газовая жемчужина

Понятно, почему цена входного билета на Ямал зашкаливает. Насколько все дорого? Похоже, верхней границы просто не существует: 14 лет назад «Газпром» называл сумму в 15-20 млрд. долларов. В 2002 г. на стол главы корпорации Алексея Миллера лег доклад, где говорилось, что только для освоения основных месторождений Ямала без учета строительства трубопроводов требуется 24,7 млрд. долларов. А ближе к 2008 г. в речах руководства корпорации замелькала цифра... 160 млрд. долларов.

Но, сколько бы там ни насчитали, в реальности в Ямал пока вложено немного: с 2005 г. «Газпром» потратил на освоение полуострова 153 млрд. рублей. Сложно сказать, насколько толково были израсходованы эти средства, известно лишь, что в середине лета корпорации пришлось на год отложить запуск Бованенковского месторождения. Между тем если Ямал - это газовая жемчужина России, то Бованенковское с разведанными запасами более 4,9 трлн. куб., - жемчужина самого Ямала...

Самое обидное, что пока еще не достроенная железная дорога Обская - Бованенково - это единственное крупное сооружение, возведенное в рамках программы освоения полуострова. Все остальное, включая скважины и трубопроводы, существует только в мечтах и на бумаге. А что касается железной дороги, с ней связана показательная история. 25 сентября Владимир Путин провел совещание, на котором присут ствовали главы естественных монополий. Премьер полушутя пожурил руководство «Газпрома» за то, что оно вкладывает средства в непрофильный бизнес, и предложил передать трассу Обская - Бованенково на баланс РЖД. «Мы готовы отдать ее по себестоимости - 130 миллиардов рублей», - обрадовался Алексей Миллер. «За такие деньги пусть оставят себе», - немедленно отреагировал глава РЖД Владимир Якунин. Честно сказать, «Газпром» себя и впрямь не обидел: дорогу начали строить еще при советской власти, а расходы на ее возведение и содержание всегда были заложены в тарифы на прокачку газа.

В общем, наши неспешные монополии явно не рвутся вкладывать триллионы рублей в проекты, которые окупятся через десятки лет. По сути, «Газпром» с его постоянными затяжками и нерешительностью провалил программу освоения Ямала. Именно поэтому правительству пришлось кинуть клич, чтобы 24 сентября в Салехарде собрались представители «семи сестер» - так иногда по старой памяти называют крупнейшие мировые нефтегазовые корпорации... И тут возникает другой интересный вопрос.

Не секрет, что последние пять лет государство планомерно оттесняло зарубежный капитал от российских недр. Сначала иностранцев попросили на выход с пяти самых крупных месторождений, включая Чаянду, Удокан и Сухой Лог. Затем Госдума поправила закон «О недрах» - «нерезидентам» запретили участвовать в добыче запасов топлива, превышающих 50 млрд. куб. газа и 70 млн. т нефти.

Иными словами, вместо топливных «разливов» им оставили только «лужицы». Что говорить, если власти так и не утвердили сделку по покупке французской компанией «Тотал» контрольного пакета российского «Новатека», который, между прочим, активно развивает газовые проекты как раз в Западной Сибири.

И вдруг выясняется, что на Ямале этих прежних персон нон грата, включая тот же «Тотал», ждут с распростертыми объятиями... Вроде бы действия правительства выглядят непоследовательно. Но, если разобраться, им легко найти объяснения.

Прикованные к трубе

Прежде всего: ни отдельно взятому «Газпрому», ни России в целом сейчас негде взять 160 млрд. долл., в которые оценивается программа освоения полуострова. Значит, нужно занимать за рубежом. Эксперты объясняют, что это обычная практика: даже знаменитые советские газопроводы системы СССР - Западная Европа строились с привлечением иностранных кредитов и при участии западноевропейских компаний. Логика такова: прокладка труб стоит ой как недешево, так почему бы не «подоить» заинтересованные стороны? Поэтому страны - потребители ресурсов, как правило, частично финансируют строительство ниток газопроводов, а гарантией по кредитам выступают долгосрочные контракты на поставку топлива.

Но на сей раз эта схема не сработала: ЕС сильно озаботился энергетической безопасностью, решил развивать свободный рынок газа и постепенно отказывается от долгосрочных соглашений. Так что поднять Ямал на дешевые межправительственные кредиты не получится. Где же занять? Уж точно не на международном банковском рынке, который сейчас переживает настолько трудные времена, что долгосрочный кредит даже в 10-15 млрд. долл. выглядит едва ли не мировой сенсацией. Вот и пришлось идти на поклон к «семи сестрам»...

Кроме того, при ближайшем рассмотрении выясняется, что иностранцев зовут далеко не во все ямальские проекты, например, на Бованенковском месторождении их никто не ждет. Западным компаниям предлагают вложиться в строительство заводов по сжижению природного газа (СПГ). Почему нам интересен именно сжиженный газ?

Судите сами: наша страна, обладая половиной всех запасов голубого топлива на планете, на мировом рынке СПГ занимает жалкий 1%. Да и то «Газпром» продает в США жидкий газ, закупленный у британских компаний, а танкеры за неимением собственных арендует у панамских судовладельцев. Объяснение такой «панамы» простое - войти хотя бы номинально в список продавцов СПГ. Все потому, что заводов по сжижению у нас никогда не строили, из-за чего мы намертво привязаны к трубе и можем поставлять газ только ближайшим соседям по континенту.

Между тем на СПГ приходится уже четверть мировой торговли газом, и эта доля постоянно растет, тогда как продажи трубного газа падают в среднем на 1% в год. Пока что на этот жирный кусок претендуют в основном Алжир, Малайзия и Бангладеш.

Что будет после Ямала?

Есть ли альтернативы такому затратному проекту, как освоение Ямала? Оказывается, да. «Газпром» так долго тянул с выходом на полуостров, потому что в свое время советники убедили  Рема Вяхирева, будто у корпорации есть туз в рукаве. Дело в том, что существует способ выжать еще немало соков из старых скважин Надым-Пур-Тазовского района. Все, что для этого нужно, - добраться до глубоких горизонтов, расположенных на глубине 3-4 километра. Предположительно, в этих слоях содержится до 40% невыбранного газа. В пересчете на все месторождения Надым-Пур-Таза получается 3-4 трлн. куб. газа, или дополнительные 10-15 лет полноценной добычи.

Увы, реальность опровергла эти планы. Оказалось, чтобы «дожать горизонты», придется пробурить огромное количество дополнительных скважин и вдобавок построить множество очень дорогих компрессорных станций, что резко увеличивает себестоимость газа. В довершение всего выяснилось, что глубинный газ - очень «жирный», то есть содержит слишком много тяжелых углеводородов. Поэтому, прежде чем пустить его в трубу, на месторождениях нужно построить  газоперерабатывающие заводы. А это окончательно доводит стоимость топлива до запредельных величин.

Так что не выгорело. Зато известно, куда двинется российская газодобыча, когда в 2040-2050 гг. начнут иссякать ямальские месторождения. «Третье дыхание» газовой индустрии обеспечат разработки дальнего шельфа северных морей - от Баренцева до моря Лаптевых. Правда, эти ресурсы почти не исследованы, да и добраться до них будет очень непросто. Помимо прочего это обойдется в несколько раз дороже, чем выход на Ямал.

Жидкое будущее

Так что развитие СПГ в России - дело очень перспективное. Но почему это направление отдают на откуп иностранцам? Их преимущество - опыт. В этом вопросе правительство предпочитает не рисковать, и понятно почему. «СПГ - очень опасное производство. Взрыв на таком заводе - это не просто авария, это катастрофа. А пробоина в метановозе рядом с мегаполисом чревата еще более плачевными последствиями. Поэтому, например, даже на Восточном побережье США до сих пор не построили ни одного регазификационного терминала. Американцы разжижают газ в пустынных районах мексиканского полуострова Калифорния», - поясняет независимый нефтегазовый аналитик Иван Рубанов.

Есть у сжиженного газа и второе очень важное преимущество. Если транспортировать часть ямальского газа в танкерах, а не по трубам, это резко снизит стоимость входного билета на полуостров. Конечно, СПГ-предприятие обходится в 3-4 млрд. долл., но газопровод - в несколько раз дороже. А главное: мы сэкономим огромную часть добытого на Ямале газа.

Правда, даже если мы начнем активно развивать про изводство СПГ, эта «жидкая» перспектива - далеко не самый светлый вариант нашего газового будущего. По-настоящему выгодно экспортировать не газ, а продукты его переработки - их стоимость примерно в 50 раз выше. Для примера: если газ сейчас стоит около 250 долл. за тонну, то полиэтилен - более 3 тыс. долл., а полиэтиленовые трубы - от 15 до 30 тыс. долларов. При этом для их продажи за границу не нужно строить дорогостоящие трубопроводы...

Вот и получается, что развитие промышленности по глубокой переработке газа - проект не менее значимый для страны, чем освоение Ямала. Но вот тут никакие иностранцы нам точно не помогут. Им нужен дешевый газ и глубоко провинциальный «Газпром». А что же нужно нам? Тихо радоваться очередной победе над Украиной или тряхнуть стариной и замахнуться на реально мировой проект по освоению русского Севера?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram