Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Экономика № 38(176) от 24.09.2009

Защитники спиртовой крепости

, 18:40

По идее госмонополия на спирт должна на корню решить проблему «паленой» водки. Но эксперты не верят, что это поможет. «Правильно сделали, что отказались: мы бы сломали всю систему производства алкоголя, а получилось бы, как на Украине. Там с 1995 г. действует такая монополия. В итоге качество спирта невысокое, а четверть этого продукта все равно продается влевую», - уверен директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Надо сказать, что и в России левый спирт водится в изобилии. Судите сами: согласно отчетности предприятий-производителей, в стране ежегодно выпускают 450 млн. л пищевого спирта. Этих объемов хватает, чтобы разлить 1,12 млрд. л водки. Одна проблема - по данным Росстата, в магазины поступает... 1,7 млрд. л отечественной водки.

При этом доля импортного спирта в России очень мала, а производимый в стране продукт идет далеко не только на выпуск сорокаградусного напитка. Из него также изготавливают 350 млн. л слабоалкогольных коктейлей и несколько миллионов литров одеколонов и духов.

Выходит, минимум треть спирта имеет теневое происхождение. Если так, стоит разобраться, из чего именно делают изрядную часть «сорокаградусной»?

Прежде всего стоит уточнить, что водка - единственный в мире крепкий напиток, который производят, разбавляя водой обычный обезвоженный спирт. Ни коньяк, ни виски не разбавляют - по технологии сусло нужно сбраживать до 50-60 градусов. Затем крепость снижается сама собой, пока жидкость выдерживают в бочках. Если соблюдать технологию, на это требуется минимум несколько лет.

А даже самую качественную водку делают всего за месяц: долил в спирт воды, дал отстояться, и готово. Причем самый дешевый сорокаградусный напиток и вовсе гонят за пару дней: была бы крепость, а отстаивается водка уже в бутылках. Хотя из-за этого в ней остается резкий спиртовой привкус.

Но самая главная тайна алкогольной индустрии такова: никто, кроме производителей безумно дорогой водки, давно не использует пшеничный спирт. По государственным стандартам, для производства спирта можно брать любое пищевое сырье - хоть репу, хоть картофельные очистки.

Заводы так и поступают. По ГОСТам, спирт можно делать даже из мелассы - отходов, полученных при производстве свекловичного сахара. Качественный продукт из такого сырья выпустить невозможно - привкус не отобьешь ничем. Но ради прибыли производители порой идут даже на такое безумие.

Так что в наши дни хороший спирт отличается от плохого не используемым при производстве сырьем, а только степенью очистки. Существует шесть сортов спирта: первый, высшей чистки, «Базис», «Экстра», «Люкс» и «Альфа». Причем для водки можно использовать последние пять из них - первый сорт считается слишком грязным. Самый чистый спирт - «Альфа», но его доля на рынке не превышает 1%. Водку из него делают только три-четыре завода в стране. Остальные производители льют спирт сорта «Люкс» даже в напиток по 1-1,5 тыс. руб. за бутылку.

Одно хорошо: многочисленные страшилки, которые рассказывают о засилье поддельной водки, сделанной из опасного для здоровья технического спирта, - полная ерунда. Такого спирта у нас выпускают 600 млн. л в год, и почти весь он уходит на суррогаты - жидкости для омывки стекол и т.д. Значит, на самом деле знаменитый «паленый» спирт выпускают на тех же заводах, что и легальный. Единственное отличие - местные бюджеты не получают с него акциз.

 

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram