Все чаще раздаются голоса, что рынки находятся в самой начальной фазе нового «бычьего» тренда. Действительно, если проанализировать рекомендации банковских стратегов, то создается именно такое ощущение. Сопутствующие факторы - избыточная ликвидность, падающий доллар и растущая цена на золото - казалось бы, верно определяют дальнейшее движение. Иными словами, рынки уже подготовились к долгожданному событию - раскручиванию инфляционной спирали. Многие ошибочно воспринимают инфляцию как повод для роста биржевых активов. Оптимизма становится все больше.
Недавние рыночные гуру, когда-то предсказавшие или угадавшие кризис, почти исчезли с информационных радаров. Похоже, инвесторы готовы поверить в чудодейственность государственных стимулирующих программ. На таком фоне происходит обсуждение проблем мировой экономики на очередном саммите G 20.
Основной темой дискуссии стал некий план, направленный на преодоление дисбалансов между развитыми и развивающимися экономиками и регулирование финансового сектора. Несбывшиеся мрачные прогнозы по поводу осенней волны кризиса, естественно, не могут не радовать политиков.
Сегодня важно не то, почему никто не беспокоится по поводу следующего этапа кризиса. Беспокоятся. Важно, прислушиваются ли политические лидеры к таким обеспокоенным. К сожалению, разговоры об изменении модели развития мировой экономики ни к чему не приведут. Прежде всего из-за позиции США. Американские власти упорно пытаются удержать прежнюю систему, основанную на активном потреблении. Они не желают признавать, что кредитная накачка, создававшая избыточный спрос, будет сдуваться и впредь.
Однако именно эта модель во многом породила нынешний кризис. Тесная взаимозависимость глобальной экономики приводит к тому, что сокращение потребительского спроса в США порождает проблемы почти во всех странах. Все связаны одной цепью. Американцы покупают китайские товары. Китай на вырученные деньги приобретает продукцию в Японии. Японцы тратят деньги на европейские товары. Европа покупает российские энергоносители и т.д. Замкнутый круг. Чем больше будут сберегать американцы, тем большим будет падение совокупного мирового спроса. Если не удастся добиться пересмотра позиций доллара в качестве основной расчетной валюты в мировой торговле, то результаты саммита Большой двадцатки можно будет считать провальными. И готовиться к новому кризису.