Вообще-то, если верить статистике, мода на сгущенку возвращается. Это в 1990-е население набросилось на импортные сладости, и производство молочных консервов упало до уровня 1960-х годов. Но уже девять лет подряд их выпуск растет. В прошлом году молокозаводы изготовили более 900 млн. условных банок (350 тыс. тонн) сгущенки - это четыре пятых от тех объемов, которые производили в РСФСР.
Правда, эти цифры и в самом деле «очень условные». В магазинах продается максимум 20% сгущенки. Точные данные засекречены, но, по разным оценкам, от 40 до 60% молочных консервов поступает прямиком в стратегические запасы Росрезерва и на склады силовиков. Еще треть товара закупают кондитерские фабрики - сгущенка идет на начинку для конфет и заварные кремы.
А вот население к этому товару охладело: половина потребителей сгущенку не покупают вообще. Оно и не удивительно, если учесть, какого качества продукт разливают по банкам производители. Как выяснили «АН», их усилиями от советских молочных консервов осталось одно название.
Во-первых, в 75% банок, на которых написано «сгущенка», содержится совсем другой продукт. Дело в том, что по советскому ГОСТу 2903-78 сгущенка должна делаться из натурального молока. Но большая часть молокозаводов производят ее не по ГОСТу, а по собственным техническим условиям. «Туда добавляют сухое молоко и растительное масло, чаще всего - пальмовое», - объясняет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Себестоимость консервов «со вкусом пальмы» - в 3-5 раз ниже, чем у сгущенки, выпущенной из натурального молока.
Во-вторых, даже в таких вольготных условиях производители не гнушаются откровенными подделками. По результатам проверок Национальной ассоциации генетической безопасности, 60% сгущенки в российских магазинах не соответствует требованиям технических условий. Треть проверенных образцов оказалась опасна для здоровья: в сгущенке встречались и кишечная палочка, и даже бактерии, вызывающие ботулизм.
Понятно, что население уже наказало недобросовестных производителей, попросту отказавшись от их товара. Но где гарантия, что на подделку не наткнутся, например МЧС или Минобороны, которые закупают сгущенку для пайков?
«Пока за качеством следят очень плохо. Есть большие проблемы с техническим обеспечением: во многих лабораториях даже нет техники, позволяющей выявлять в сгущенке долю сухого молока», - возмущена ведущий аналитик ИКАР Татьяна Рыбалова.
В общем, ситуацию с молочными консервами пора менять. Самое главное: нужно внести изменения в технический регламент на молочную продукцию и запретить пальмовые добавки. Если качество сгущенки улучшится, постепенно на нее вновь появится спрос. Значит, фермерам будет куда девать излишки. Поэтому им больше не потребуются 3,5 млрд. руб., которые из года в год выделяет государство на покрытие убытков молочных хозяйств.