Долговая удавка
Тем, кто не может рассчитаться по кредитам, - не позавидуешь. По данным «АН», от 5 до 15% всех дел, которые сейчас рассматривают наши гражданские суды связаны с взысканием задолженностей. Как правило, с несостоятельными должниками в судах не церемонятся - как только огласят решение, кара будет быстрой. Какой именно?
Первым делом арестуют и продадут с молотка все сколько-нибудь стоящее имущество. Должнику оставят только единственную квартиру и предметы первой необходимости. Если вырученных денег не хватит, чтобы погасить всю сумму, - разницу заставят постепенно возвращать из зарплаты. Причем сроков давности тут не существует - расплачиваться можно хоть до конца жизни. Мало того, долги могут достаться потомкам: если они не откажутся от наследства, то вместе с ним получат и все зависшие обязательства.
Увильнуть от этой участи становится все сложнее. Попробуйте-ка побегать от судебных приставов! В последнее время эта служба становится все зубастее - она открыла массовую охоту на должников. Профессиональные «собиратели долгов» подошли к делу с выдумкой - они то заворачивают на таможне тысячи неплательщиков, которые хотели отдохнуть за границей, то запрещают проштрафившимся владельцам автомобилей проходить техосмотр.
Суровая рука правосудия дотянулась даже до святая святых - «личных связей». В конце августа приставы потребовали от сотовых операторов, чтобы те автоматически перечисляли им все деньги, капнувшие на счета «подопечных». Того и глядишь, скоро у должников начнут изымать зарплату и арестовывать покупки прямо в магазине.
Но эти неприятности - еще полбеды. Наше законодательство таково, что кредитор получает все права, а задолжавший ему человек превращается в «тварь дрожащую». В итоге с каждым месяцем долговая петля обычно затягивается все туже и туже, поскольку на просроченную сумму «капают» не только обычные банковские проценты, но заодно пени и штрафы. А они могут доходить до четверти от всей суммы кредита в... месяц.
Хотя выход есть. Если платить стало невмоготу - надо собраться с духом, предстать перед судом и объявить себя банкротом. Тогда вам дадут многолетнюю рассрочку на погашение долга, а главное - спишут все набежавшие штрафы. Для добросовестных банкротов предусмотрена и другая бочка меда: изучив обстоятельства дела, суд может остановить продажу имущества, даже если она уже началась. Правда, не обошлось и без дегтя: «Закон о банкротстве» готов проявить снисхождение далеко не ко всем должникам.
Только правда
Поэтому, прежде чем явиться в суд с повинной, чтобы объявить себя банкротом, нужно усвоить несколько правил.
Во-первых, в суде лучше говорить правду. Например, если потенциальный банкрот заявит, что «гол как сокол», а банк обнаружит, что он скрывает ценное имущество, никаких поблажек не будет, а собственность обманщика немедленно пустят с молотка - со всеми вытекающими.
Во-вторых, сумма долга должна быть достаточно внушительной - личное банкротство не светит тем, кто задолжал менее 50 тыс. рублей. Кроме того, нужно, чтобы выплаты по долгу были просрочены не менее чем на шесть месяцев.
В-третьих, банкроту придется смириться с поражениями в правах: пока не погашен долг, ему запретят заниматься предпринимательством и занимать высокие руководящие должности.
И уж совсем неочевидная вещь: то, насколько сильно могут «попасть» люди, имевшие дело с новоявленным банкротом. Сейчас должникам порой удается сохранить имущество, переписав его на родственников. Но по новому закону все сделки, заключенные банкротом за последний год, можно оспорить в суде. Скажем, если он продал машину или квартиру, кредитор может отобрать их у нового владельца...
В-четвертых, обанкротиться дадут не всем. Какой смысл в этой процедуре, если человеку нечем платить сегодня и у него нет возможности стать богаче в обозримом будущем? Поэтому сначала придется убедить суд, что вы в состоянии заработать достаточно, чтобы расплатиться по долгу за пять лет или быстрее. А для этого нужно как минимум доказать, что у вас есть работа и предъявить справку о доходах.
Если доводы сочтут убедительными, тогда суд попросит должника представить график выплат - на составление этого документа дается три месяца. Впоследствии лучше ни на миллиметр не отступать от этого графика.
И последний подводный камень: банкротство стоит денег. По закону, должнику придется оплатить два месяца работы арбитражного управляющего - по государственным расценкам это стоит 20 тыс. рублей. Кроме того, придется напечатать за свой счет газетное объявление об открытии против вас «делопроизводства о несостоятельности».
Каков итог? Новый закон о банкротстве не обещает должникам райскую жизнь. Но он относится к ним гораздо мягче, чем действующие сейчас правила. Видимо, именно поэтому банковское лобби много лет отчаянно тормозило принятие этого документа. А сейчас банкиры готовы дать последний бой: по данным «АН», с их подачи в Законе о банкротстве в последний момент может появиться весьма примечательный пункт. Он обяжет должника выплатить кредитору не только долг, но и все проценты по кредиту. Проще говоря, если кто-то, не подумав, взял кредит под 40-70% годовых, никакое личное банкротство не спасет его от этой кабалы.
Проще говоря, вместо того чтобы снять долговую удавку с шеи населения, закон лишь затянет ее посильнее. Будем надеяться, что здравый разум законодателей все-таки возобладает и эта зловещая поправка исчезнет из финального варианта закона.