Явная стагнация на фондовых рынках отражает сомнение инвесторов в качестве текущего восстановления мировой экономики. Единственной движущей силой чахлой стабилизации остаются колоссальные государственные расходы и всевозможные стимулирующие пакеты. Частный бизнес упорно не желает замечать признаки восстановления и лишь сокращает расходы. Естественно, в такой ситуации сложно рассчитывать на устойчивость нынешнего положения. Тем не менее не исключено, что в ближайшие недели мы сможем увидеть очередной всплеск оптимизма на рынках.
Как всегда этот повод может предоставить Китай. Местные монетарные власти, слегка остудив фондовый рынок (18%-ное падение за пару недель), похоже, удовлетворены результатом. На днях китайский Центробанк снова начал увеличивать ликвидность, понизив процентные ставки на денежном рынке. Через пару недель результаты подобного смягчения отразятся на местных биржевых индикаторах. (Не стоит удивляться, если китайские инвесторы отыграют все потери на рынке в течение нескольких дней.)
Учитывая, что взаимосвязь между российским рынком и ситуацией в китайской экономике становится все сильнее, отечественные инвесторы могут вздохнуть с облегчением. Активно обсуждаемая в последнее время тема очередной девальвации рубля на какое‑то время перестанет быть актуальной. Наш главный козырь - это нефть, а цена на нее напрямую зависит от того, как ведут себя биржевые индексы. Дело в том, что нефть постепенно превращается из обычного товарного актива, который зависит исключительно от баланса спроса и предложения, в обычный спекулятивный инструмент. Корреляция между фьючерсами на нефть и динамикой фондовых индексов просто поразительная! Не удивительно, что российский валютный рынок теперь реагирует сразу на два показателя. Это - изменение стоимости фьючерсов на нефть и колебания биржевых индексов в Шанхае или Нью-Йорке. Фундаментальные показатели российской экономики уже никого не волнуют.
Даже Минэкономразвития на днях констатировало жесткую зависимость российской экономики от поведения нефтяных спекулянтов. Получилось, как в известной поговорке «скажи мне, сколько будет стоить нефть, и я скажу, сколько будет стоить рубль». А знают ответ на этот вопрос в Китае и Америке. А нам, увы, не остается ничего другого, кроме как с напряжением следить за нефтью и Китаем и стараться удержаться на плаву.