Аргументы Недели → Экономика № 33(171) от 20.08.2009

МАКС-2009: ширма для чиновника

, 16:28 , Обозреватель отдела Промышленность

Суперджет-перехватчик

Программа демонстрационных полетов на МАКС-2009 оказалась весьма лаконичной. Не только из-за катастрофы и не только из-за того, что добрых два часа все ждали и вглядывались в горизонт - когда же наконец появятся «вертушки» с премьером Путиным и его свитой на борту. Но ждали не все. Зарубежные компании, похоже, раскусили, что участие в нашем авиасалоне - дело малоперспективное: деньги потратишь, а вопросы все равно придется «решать» в кабинетах чиновников. А что касается военной части экспозиции, то и здесь все ясно. Ну зачем, скажем, американцам демонстрировать в Жуковском F-16 и В-52, если заранее известно, что Россия боевые самолеты в США заведомо приобретать не собирается. Пока... Израильские беспилотники тому пример.

Правда, все не так уж плохо. В качестве подслащенной пилюли впервые на публике летали региональный «полуфранцуз» «Сухой Суперджет 100», его конкурент с украинскими корнями, но воронежской сборки Ан-148 и многофункциональный истребитель поколения 4+ Су-35. Дебютанты показали себя вполне достойно. На этом премьеры закончились. Крутили бочки и петли «Стрижи» на МиГ-29, тучей разъяренных ос представились сравнительно новые боевые вертолеты Ми-28Н и Ка-52.

Отдельного внимания заслуживает многострадальный «кабачок» - Ту-334. Такое прозвище он заслужил в летной среде за толстый, по сравнению с одноклассниками фюзеляж. Но он является и его большим достоинством - просторный салон легко переделать для VIP-перевозок. Ближнемагистральный Ту-334 был создан в конце 90-х, более 5 лет назад выполнил программу сертификационных испытаний, но до сих пор не вышел на регулярные авиатрассы. Вместо того чтобы быстро обеспечить производство заказами и заменить безнадежно устаревшие Ту-134, львиная доля бюджетных средств ушла на создание «Суперджет 100». А он по‑прежнему не готов, первые экземпляры попадут к потребителю не раньше 2010 г. (планировали передать головные машины заказчикам в прошлом году). Когда Ту‑334 пролетал перед зрителями и председателем правительства, комментатор летной программы громко объявил:

- Надеемся, мы увидим этот лайнер на внутренних и международных авиалиниях!

Реакция Владимира Путина неизвестна, но именно Ту-334 два года назад победил в тендере, который объявило Управление делами Президента РФ. В отличие от «Суперджет 100» и Ан‑148, это полностью отечественный самолет, что является одним из требований Федеральной службы охраны.

Напомним, что ранее наши начальники объявили, что в 2012 г. «убьют» и другой современный авиалайнер - Ту-204. Тоже невыгоден. Но скорее - «откаты» брать не с кого.

Статичная, наземная экспозиция, в принципе ничем не удивила. Всем знакомые многочисленные модификации Су-27 и МиГ-29, ветераны холодной войны стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95, военно-транспортные гиганты Ан-22 «Антей» и Ан-124 «Руслан». Массовость создавала малая авиация - летающие лодки, студенческие «самоделки» и мелкосерийные изделия.

Ил-96: отказать в пользу «Боинга»

Незадолго до открытия аэрокосмического салона авиационную общественность изрядно удивил министр промышленности и торговли РФ Христенко: «Ил-96-300 не имеет перспективы». Решение об отмене таможенных пошлин на импорт самолетов вместимостью более 300 мест уже принято. Получается, единственный отечественный широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский лайнер будет вскоре похоронен подержанными и новыми иномарками. Интересно, на какую страну так рьяно работает Христенко? Францию, США, Германию? Только не на Россию.

При этом президент страны и премьер почему-то на этих машинах летают. Или знают в отличие от своего «министра», что у Ил-96 очень хорошая история - ни одной катастрофы. В качестве обычного авиапассажира люди до сих пор с удовольствием поднимаются на борт его предшественника Ил-86. На популярных маршрутах он забит под завязку. Даже изрядно полетавший и слегка обшарпанный ветеран внушает доверие.

И пусть сколько угодно стучит себя кулаком в грудь министр, утверждая, что на Ил-96 нет заказов, возникает целый ряд вопросов. Первый и основной - а что сделал он и подведомственная ему Объединенная авиастроительная корпорация, чтобы эти заказы были? Для этих организаций, похоже, никаких других, кроме произведения ГСС «Сухой» - регионального «Суперджет 100», - гражданских самолетов не существует. Страна у нас, что ли, маленькая и широкофюзеляжные «дальнобойщики» ей не нужны? Может быть, «продвинутый» министр-рыночник Виктор Борисович знает что-то такое, что до нас, простых смертных, еще не дошло? Например, что граждане России скоро вообще перестанут пересекать часовые пояса, отправляясь с востока страны на запад и обратно? Или это реверанс в сторону европейских и заокеанских производителей аэробусов - мы мол, вам, ребята, открываем рынок, а вы нас, грешных, не забудьте. Подайте, сколько не жалко на новый костюмчик «Бриони»?

Показать, чтобы спрятать

Перед официальным открытием авиасалона генеральный директор ОПК «Оборонпром» Андрей Реус лично осматривал экспозицию. В том числе экспонаты, представленные «Оъединенной двигателестроительной корпорацией», она входит в состав «Оборонпрома». И вдруг его взгляд наткнулся на макет авиадвигателя НК-93: «Убрать немедленно, вы что, хотите проблемы на свою голову?» Убрали.

Настоящий, опытный, двигатель НК‑93 сейчас валяется в наглухо закрытом 3‑м ангаре на территории ЛИИ им. М.М. Громова. Виден только хвост летающей лаборатории Ил‑76. Торчит снаружи через специальный разрез, не поместился. Все высокопоставленные гости МАКСа проезжают мимо него, не зная, что в темноте ангара умирает единственная на этом авиасалоне и в мире реальная технологическая и конструкторская новинка. Надежду авиаторов летать на самых экономичных в мире магистральных авиалайнерах демонтировали с самолета и бросили в грязь. Откуда у г-на Реуса такая неприязнь к российским инженерам и их гениальным творениям? Хотя известно, что российские «Ту» и «Илы» с этим уникальным двигателем (доведись ему дойти до серийного выпуска) были бы экономичнее любого Boeing или Airbus. На прошлом МАКС-2007 самолет с НК-93 под крылом тоже спрятали подальше от президентских глаз, в дальний конец летного поля. И даже совершенно однозначные и неоднократные распоряжения Владимира Путина и в ранге Президента России, и в должности председателя правительства не заставили чиновников довести испытания двигателя до конца. Так кто в доме хозяин - Христенко с Реусом?

Генеральный директор авиасалона Владимир Борисов сообщил, что на подготовку аэродрома и авиасалона потратили 3 млн. долларов. Так вот, нежелание Оборонпрома выделить именно такую сумму «неизвестно на что», стало неодолимым препятствием для единственной прорывной отечественной разработки в области двигателей большой мощности для магистральных и транспортных самолетов. Кстати, он был включен в госпрограмму развития авиации. Но на предприятиях двигателестроительного куста, где к руководству пришли «эффективные» менеджеры из Оборонпрома, - пустота в цехах и нехватка мест в офисах управленцев. Остается что? Красиво показаться на МАКСе, предложив премьеру мороженое за 70 рэ?

...Поражает то - почему трудовые коллективы, где еще делают самолеты и авиадвигатели, молчат? Почему хотя бы не напишут коллективные письма протеста премьеру или в блог президенту? А ведь может случиться так, что на следующем авиасалоне показывать будет нечего. А авиазаводы перепрофилируют делать стойки шасси и туалетные кабины для «Боингов» и «Аэрбасов».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram