Особый путь
На мебельном направлении наша страна всегда шла своим, особым, путем. Например, иностранных производителей всегда очень удивляло, почему это в России продается так много мягкой мебели, вся статистика на http://www.allwoods.ru/ - аж в 1,5 раза больше, чем в Европе? А это потому, что квартиры у нас слишком маленькие. Отдельную кровать часто ставить некуда, вот и используют раскладной диван как основное место для сна.
Другой пример - чисто российский мебельный «колорит». «Зарубежные коллеги недоумевают, почему у нас покупают так мало светлой мебели? Во всем мире самые популярные цвета: белый клен и светлый орех, а у нас - мореный дуб и темная вишня», - рассказывает руководитель мебельной фабрики «Антарес» Роман Верещагин. Оказывается, и этому есть свое объяснение. Вкус к мрачным тонам у населения воспитала советская деревообрабатывающая промышленность, десятилетиями выпускавшая мебель в основном темных расцветок.
Но самая удивительная особенность нашего мебельного рынка такова: на нем практически невозможно найти товар иностранного производства. Специалисты прекрасно осведомлены, что разного рода «итальянские, немецкие и испанские» шкафы, гардеробы и кухни сплошь и рядом выпускают в России. Зачастую одно и то же отечественное предприятие производит как очень дорогие гарнитуры, продающиеся под престижными европейскими марками, так и доступную мебель ценой от 1,5-3 тыс. руб. за погонный метр.
Причина такого расклада проста: несколько лет назад правительство ввело очень высокие таможенные пошлины на импортную мебель. Главная хитрость состоит в том, что сбор зависит не только от цены, но и от веса товара. Проще говоря, везти готовые гарнитуры стало невыгодно. Поэтому с нашего рынка сначала отступили многочисленные румынские, польские и чешские производители, а затем ценовой конкуренции не выдержали даже... китайцы. Оно и понятно: кому захочется покупать китайский шкаф, если в нашей стране он стоит в 1,5-2 раза дороже, чем в Европе?
Другая приятная новость: развернув плечи на родине, российские мебельщики сами начали покорять соседние страны. Седьмая часть произведенной у нас мебели уходит на экспорт в Казахстан, Белоруссию и Украину. По статистике, за последние три года экспорт российской мебели в страны СНГ увеличился на 250%.
Кризис делу не помеха
Итак, варяги от нас ушли, а кто остался? «В России работает более 6 тысяч мебельных предприятий - как правило, это небольшие региональные фабрики. Половина всей отечественной мебели выпускается в Центральном федеральном округе. В основном - в Московской области, где в последнее время производство росло бешеными темпами, на 100-170% в год», - отмечают в Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности.
Впечатляют и зарабатываемые ими суммы. В прошлом году россияне потратили на мебель... 400 млрд. рублей. Причем вопреки кризису спрос почти не упал! Эксперты объясняют это так: раньше население тратило огромные средства на приобретение все более дорогих вещей. Многие предпочитали купить не хороший гарнитур, а, например, автомобиль. Но теперь автокредитов не выдают, ипотека умерла, вот люди и пустили накопления на покупку не менее полезных в хозяйстве, но гораздо более доступных вещей.
Итак, перед нашими мебельщиками маячат исключительно светлые перспективы, и даже кризис не остановит развитие этой промышленности?
С одной стороны, вроде бы это так. Производителей вдохновляют такие цифры: средний житель нашей страны тратит на мебель 70 долл. в год, тогда как средний немец - более 250 евро. Так что до мирового уровня потребления нам еще расти и расти.
С другой стороны,у российских мебельных компаний наметились две серьезные проблемы. Первая - нет резервов для быстрого расширения производства, поскольку имеющиеся мощности уже задействованы на 100%. «Отделочный цех моего предприятия загружен на 250%. Он работает в две смены и еще двенадцать ночей в месяц», - рассказывает глава небольшой мебельной фабрики Сергей Шумов.
Вдобавок наши мебельные фабрики не очень-то стремятся вкладывать средства в модернизацию производства. Зачем, если им и так хорошо? Поэтому предприятий европейского уровня в стране раз-два, и обчелся. Относительно благополучны только российские производители мягкой мебели. Но радоваться нечему: технология ее производства настолько проста, что выпуск диванов европейского уровня можно наладить даже в небольшом гараже. А вот российские производители корпусной мебели - кухонь, шкафов и стенок - существенно отстают по качеству от западных фабрик.
Вторая проблема еще глобальнее. Наши производители не заботятся о том, чтобы выпускать не просто «мебель в ассортименте», а некий «носитель идеологии». Хороший пример - продукция компании ИКЕА, которая стала символом образа жизни представителей среднего класса. Результат ошеломляет: во всех 24 странах, где открыты магазины этой компании, продажи вырастают в два раза каждые четыре года. Независимо от того, на спаде или подъеме находится мебельный рынок.
Увы, российским производителям до подобных успехов пока далеко. Их жалобы на жизнь сводятся к рассуждениям о дефиците ДСП, отсутствии квалифицированных дизайнеров и конструкторов. Хотя как раз эти проблемы легко решаются. ДСП можно производить самим - мощностей для этого в стране предостаточно. Дизайнеров и конструкторов можно растить или даже нанимать в Европе. А вот с разработкой «национальной мебельной идеи» дело пока не спорится.