Аргументы Недели → Экономика № 31(169) от 06.08.2009

Карфаген должен быть разрушен?

, 15:59

До этого за простой платили две трети от средней зарплаты. Она, конечно, сократилась, но жить можно было. Многие бросили платить за «коммуналку», и сегодня долги населения перед УК составляют около 500 млн. рублей. В августе завод на месяц встает на полный прикол. Правда, этот простой обещали оплатить.

Тем временем число официальных безработных в местном центре занятости превысило 10 тыс. человек. Увольняемым предлагают в основном работать ассенизаторами. Причем с ВАЗа еще пока никого не уволили. Но, по слухам, уже готовятся. В городе все понимают: загнется ВАЗ - город не выживет. Кто-то советует срочно уезжать (а куда?), кто-то - браться за вилы. По городу носятся слухи о вызванных для разгрома бунтовщиков войсках, завезенных и где-то спрятанных пока водометах. Милиция слухи опровергает и грозит СМИ карами за разжигание социальной напряженности.

Какое будущее ожидает АвтоВАЗ - не могут со стопроцентной уверенностью предсказать даже лучшие аналитики.

Гадания на кофейной гуще

Ветерана АвтоВАЗа с 40-летним стажем, бывшего директора тольяттинского Спецавтоцентра и Международной ассоциации дилеров Юрия Целикова недавно лишили вазовского пропуска за скандальное интервью в адрес руководства. Но он все равно никак не успокоится.

- Вероятность банкротства АвтоВАЗа до конца этого года я оцениваю как очень высокую, - признался Целиков. - Кто-то из поставщиков завода, сам оказавшись из-за неплатежей ВАЗа на грани банкротства, вынужден будет подать в суд и предъявить предприятию свои претензии. Пока поставщики еще лелеют надежду, что завод с ними расплатится деньгами или своим товаром, они колеблются. Но вскоре могут пойти на отчаянный шаг.

- Завод можно передать государству, а потом на конкурсной основе подобрать для него толковую команду менеджеров из президентского резерва, - считает Юрий Целиков. - Сегодня на АвтоВАЗе должны появиться специалисты с государственным мышлением. Потом, когда все поправится, государство продаст свою долю и выручит вложенные денежки.

Для Владимира Ягутяна, известного тольяттинского бизнесмена и политолога вопрос: «Что делать с АвтоВАЗом?» имеет сейчас чисто политический контекст.

- Экономический анализ возможных сценариев по развитию ситуации на Волжском заводе делать бессмысленно, - говорит он. - Взрыв социальной напряженности с переходом конфликта в политическую плоскость перевешивает для власти любую экономическую целесообразность. Сто двадцать тысяч работников предприятия и еще двести сорок тысяч членов их семей - это армия, которая реально страшит власть. Поэтому правительство будет делать все, чтобы держать ситуацию под контролем. Выбор сценария будет зависеть от цены вопроса. Если посчитают, что дешевле закрыть завод и выплачивать людям приемлемое пособие - закроют. Посчитают, что дешевле отдать его стороннему «стратегу», под его обязательства не допустить массовых увольнений - отдадут. Сценарий, по которому завод бросят на произвол судьбы умирать, тоже возможен, но как абсолютно крайний. Я считаю наиболее эффективным отдать завод иностранцам под гарантии сохранения согласованного уровня занятости. Но наиболее реальным будет по‑видимому другой - не делать резких движений, максимально «морозить» ситуацию, точечно решать вылезающие проблемы и ждать. Чего? Когда все само собой рассосется.

Председатель правления тольяттинского ФИА-Банка Анатолий Волошин большую часть жизни проработал на ВАЗе.

- Волжский автозавод с семьями, с производством комплектующих, металлов, пластмасс - это даже не 100 тысяч. Это 15 миллионов человек - 10% населения страны! Ликвидировать их?.. Меня поражают заявления некоторых экспертов, что ВАЗ неконкурентоспособен, что рабочих на нем много, а машин собирают мало. Но все автосборочные заводы, которые появились в последние годы в стране, созданы по цене блокбастеров. 100-150 миллионов долларов - цена инвестиций в петербургские «Форд» и «Тойоту»! А ВАЗ - это полная сборка. От чушек до двигателей. Для того чтобы ВАЗ стал конкурентоспособным (как предложили ему двадцать лет назад и кинули в рынок), надо было сначала взять где-то деньги и купить новые линии. О какой мировой конкуренции может идти речь, если предприятие технически не перевооружено? А говорить, что прогресса вообще нет?.. Разве «копейка» и «Приора» - это не разные автомобили? Я на самом деле не понимаю: чем «Рено» лучше «Калины» или «Приоры»? А уж если речь идет о том, чтобы довести наши машины до французских по качеству, то лучше вложить немного денег и доработать свои машины.

- Реальный выход сегодня - в любом стимулировании автоторговли, - подводит итог Волошин. - У меня племянник из Подольска недавно долго выбирал и взял себе «семерку» за 170 тысяч. За такие деньги никакую другую машину в нашей стране купить сегодня невозможно. Тем более новую, с гарантией. А если бы ему дали вдобавок, допустим, 50 тысяч и сказали: отдашь, когда будешь продавать свою машину? За 120 тысяч - новый автомобиль!

Юрий Целиков в свое время был одним из разработчиков и пропагандистов законопроекта об утилизации транспортных средств. Сегодня по всей России около полумиллиона автомобилей стоят на учете в ГАИ, но реально давно разукомплектованы и брошены. Помимо экологической выгоды этот закон стал бы также мощным стимулом для спроса на новые автомобили. А доплачивать народу ветеран предлагает от 500 до 1500 долларов в зависимости от модели.

...А пока весь Тольятти готовится выживать на 6-7 тысяч в месяц. Пока еще народ гуляет и, отправляясь на пляж, затаривается пивом в ближайших магазинчиках. Но говорят о том, как в Ленинградском зоопарке летом 41-го умер слон, и его похоронили. Потом, зимой, умирающие от истощения блокадники долго вспоминали про несъеденное мясо.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram