Боевые комбайны

, 18:07

Боевые комбайны
Ростсельмашевские «Доны» претендуют на поляну, занятую белорусскими «Полесьями»

Спорный рынок

Один из крупнейших в мире производителей комбайнов - российский Ростсельмаш - открыл боевые действия на белорусском фронте. Компания обрушилась на своего конкурента - гомельский Гомсельмаш. Наши комбайностроители выдвинули впечатляющий список претензий: от демпинга до создания «фантомного» производства в городе Брянске с целью получения льгот. А основное требование сводится к тому, чтобы российское правительство срочно перекрыло кран конкурентам.

Белорусы в свою очередь явно пребывают в растерянности. Те немногочисленные представители Гомсельмаша, которые соглашаются хоть как-то комментировать ситуацию, утверждают, что эти обвинения - сущая чепуха. Прежде всего белорусские тракторы и комбайны - не соперники нашим, поскольку они гораздо мощнее, а потому востребованы совсем на другой поляне.

Кто тут прав? Чтобы докопаться до истины, «АН» пришлось разобраться, как устроен рынок сельхозтехники и «с чем его едят». Выяснилось следующее.

Во-первых, комбайностроителям явно есть за что бороться. Российский рынок зерноуборочной техники считается одним из самых перспективных в мире. Судите сами: наши крестьяне закупают по 7-8 тыс. новых комбайнов в год, тогда как реальная потребность села - минимум 12 тыс. таких машин. При этом стоимость каждого комбайна - от 5 до 12 млн. рублей. Выходит, на кону стоит сумма... 50-80 млрд. руб. в год.

А главное - в ближайшие годы начнется массовое списание комбайнов, работающих еще с советских времен. Поэтому ожидается огромный всплеск спроса - до 25-30 тыс. машин в год.

Во-вторых, российские производители прекрасно чувствуют себя на отечественном рынке. По сути, он разделен между двумя заводами-гигантами: ростовским Ростсельмашем и Красноярским заводом комбайнов. Причем эти предприятия никогда не сталкивались лбами, вместо этого они поделили страну по территориальному признаку.

Ростовские комбайны традиционно поставляются в хозяйства Центрального и Западного регионов, а красноярские покупают в основном на востоке страны. В некоторых случаях у крестьян просто нет выбора, скажем, рисоуборочные комбайны в стране выпускает только одно предприятие - Краснодаррисмаш.

В-третьих, гомельские машины не делают особой погоды. В прошлом году Гомсельмаш продал нашей стране 800 зерноуборочных и 400 кормоуборочных комбайнов. Столько же машин отечественный Ростсельмаш выпускает за пару месяцев. К тому же белорусская техника существенно дешевле российской, поэтому в денежном выражении ее доля не превышает 10%.

И наконец, белорусские комбайны можно считать наполовину... российскими. «Мы получаем комплектующие с 227 российских предприятий и их доля при производстве наших комбайнов составляет от 35 до 65%. Это металл, двигатели и многие другие комплектующие», - объясняет директор маркетингового центра Гомсельмаша Владимир Фролов.

Последняя соломинка

Сложно не обратить внимания и на такой факт: российские производители выбрали на редкость неподходящее время для демарша. Дело в том, что как ни крути таможенный кран, а все сливки уже сняты! «Продажи сельхозтехники носят ярко выраженный сезонный характер. Спрос на комбайны резко повышается в апреле-мае и сходит на нет в августе-октябре. То есть о комбайнах вспоминают, когда сев уже закончен и пора думать о жатве», - объясняет эксперт компании «Росагролизинг» Андрей Сердечнов.

Чем же объясняется несколько запоздалое стремление спровоцировать конфликт, который может привести к торговой войне? Все просто: Ростсельмаш переживает очень тяжелые времена. «С начала года на предприятии скопилось техники на 5,9 миллиарда рублей - это более 1,4 тысячи комбайнов», - признается собственник предприятия Константин Бабкин. А в общей сложности на российских заводах скопилось непроданной сельхозтехники на 13 млрд. рублей.

Причина в том, что село заморозило покупку новых машин. Но в этом виноваты не крестьяне, а банки, полностью перерубившие им финансирование. Для сравнения: в 2008 г. аграрии получили кредитов на 165 млрд. руб., эти займы обеспечили 80% закупок новой техники. Но с начала нынешнего года ситуация изменилась до неузнаваемости.

«Банки перестали выдавать крестьянам кредиты на приобретение машин. И это при том, что Сбербанк и Россельхозбанк получили огромные дополнительные бюджетные средства в рамках антикризисных программ правительства. В результате в 2009 году выполнение госпрограммы по развитию села будет сорвано», - предупреждает представитель «Союзагромаша» Евгений Корчевой.

Турки атакуют

Понятно, что правительство знает об этой проблеме. Поэтому еще в декабре премьер-министр В. Путин распорядился направить 25 млрд. руб. на выкуп скопившейся на предприятиях сельхозтехники. Вот только эти деньги до получателей так и не дошли - Министерство финансов «зажало» их перечисление.

Так что, оставшись на бобах, наши машиностроители, похоже, готовы ухватиться за любую соломинку. В частности, рассчитывают поправить свое положения за счет белорусов, которые и конкурентами-то, по сути, не являются...

Как быть? Предположим, у правительства так и не найдется денег на спасение машиностроения. Но суть в том, что руку помощи можно протянуть... совершенно бесплатно. Всего лишь надо разобраться с так называемым временным ввозом. Что это такое?

«В разгар уборочного сезона из Турции, Украины и других стран к нам завозят тысячи комбайнов на 2-3 месяца. Почему это плохо? Во-первых, это уменьшает продажи агротехники. Сколько машин завезли - столько же и не купили. Во-вторых, те же турки на временном ввозе получают по 30 тысяч евро прибыли с одной машины за сезон. Нашим крестьянам такое и не снилось. В-третьих, не платятся налоги», - рассказывает представитель Союзагромаша Максим Лезин.

«В прошлом году в Ростовскую область и Краснодарский край по временной схеме завезли 600 комбайнов из Турции. Собрав урожай и забрав его часть в качестве оплаты, турки уехали, не заплатив ни рубля налогов», - подтверждает председатель совхоза «Кубанский» Алексей Михайлов.

Получается, отечественные производители комбайнов воюют не за то и не с теми... Очевидно, что у них есть гораздо более опасный соперник, нежели белорусская техника.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события - Яндекс Новости

Политика

Гендиректор МАГАТЭ Гросси: в вопросе обеспечения безопасности Запорожской АЭС «достигнут серьезный прогресс»

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью

Общество