Последнюю оптимизацию затрат ВАЗ провел буквально в мае: с июня завод перевели на работу в одну смену, а не в три, как это было раньше. А за не отработанное до нормы время платят 2/3 средней заработной платы. Такой порядок работы и оплаты будет сохраняться до сентября. Накануне президент АвтоВАЗа сообщил, что пойти на такой шаг руководство автогиганта вынудил пугающий прогноз на этот год. Продажи автомобилей упадут катастрофически. Удачей будет, если до конца года удастся продать хотя бы 1,2 млн. малолитражек, а доля «Лады» на рынке составит хотя бы треть. И такой пессимизм вполне обоснован, поскольку уже по итогам пяти месяцев 2009 года продажи на АвтоВАЗе упали на 45% - до 151 тыс. машин. Правда, до подписания приказа президент компании еще говорил, что простои будут оплачиваться в размере 1/5 от средней зарплаты. Но потом было решено, что оплата будет производиться только за фактически отработанное время. Под сокращение пошли зарплаты и топ-менеджеров, которые до того мало в чем себе отказывали. Если в 2008 году содержание персонала обошлось предприятию в 26,6 млрд. руб., то общая экономия от антикризисных мер может составить около 8 миллиардов.
- Сейчас ситуация на ВАЗе признана настолько сложной, что на заводе введено двухмесячное планирование, - говорит бывший лидер вазовского независимого профсоюза «Единство», а ныне депутат Госдумы Анатолий Иванов. - ВАЗ является градообразующим предприятием. На нем работает каждый седьмой житель 700-тысячного Тольятти. А сколько на 320 смежных предприятиях - никто не считал. Поэтому несложно представить, каково придется городу в целом. Самарская область признана одним из самых депрессивных регионов страны. Падение промышленного производства здесь составило 30%.
Еще до объявления ВАЗом «скрытой безработицы» численность официально зарегистрированных безработных в Тольятти с начала года выросла втрое, составив 9 тыс. 228 человек. Вакансий же в службе занятости - 2020. Как правило, в бюджетных учреждениях с невысокой заработной платой. Так называемый коэффициент напряженности труда в городе сегодня - 4,5 человека на одно рабочее место. Руководитель пресс-центра Тольяттинской городской думы Светлана Батулова рассказала, что в связи с ситуацией на ВАЗе в городском парламенте уже ведутся разговоры о серьезном перекраивании в сторону сокращения бюджета. На налогах от завода без преувеличения держалась вся экономика города. Мэр Тольятти Анатолий Пушков сообщил журналистам, что руководство города будет принимать все возможные меры по снижению социальной напряженности и в самое ближайшее время подготовит план мероприятий по выходу из кризисной ситуации.
- Мы стоим перед выбором, - объяснял президент АвтоВАЗа Борис Алешин действия руководства завода. - Либо сокращать людей, либо сохранять рабочие места, снижая при этом стоимость затрат. На совете директоров мы приняли решение сохранить рабочие места. Нам необходимо иметь свободный, спокойный диалог с банками. Мы закрыли обязательства перед ними в июне. Хотя это было непросто даже с учетом помощи, которая дошла от правительства РФ, - наши обязательства составляли примерно 15 млрд. рублей. В октябре нам предстоят серьезные выплаты порядка 10 млрд. рублей. Но я считаю, что, применив подобные меры, мы с этой задачей справимся.
Сокращение затрат коснется не только зарплат, но и содержания социальной сферы. Словом, город ставится на грань выживания.
По информации, которой располагает депутат Анатолий Иванов, на заводе сейчас идут авральные кадровые перестановки. Упорно говорят о том, что Борис Алешин пост президента АвтоВАЗа в ближайшее время намерен оставить, уступив место нынешнему исполнительному вице-президенту компании Игорю Комарову. Он был введен в правление завода в конце апреля для контроля над финансовыми потоками предприятия. В том числе - и расходованием госпомощи. До этого он занимал должность помощника руководителя госкорпорации «Ростехнологии». А еще раньше работал заместителем гендиректора по экономике и финансам в «Норникеле». Скорее всего, в ближайшее время к управлению заводом вернется и бывший топ-менеджер предприятия Виталий Вильчик, который 5 июня ушел на пенсию.
Сегодня на АвтоВАЗе напряженно ждут беспроцентную бюджетную субсидию в размере 25 млрд. руб. Премьер-министр В. Путин обещал ее заводу еще в марте нынешнего года. Деньги эти должны поступить в июле. И пойдут на пополнение оборотных средств и реструктуризацию собственных долгов, общая сумма которых превысила 40 млрд. рублей. Но, как сообщили наши источники в Тольятти, после этого до 2013 г. дополнительной помощи от государства компании ждать не рекомендовано.