Однако возможно, что это затишье перед бурей. Несмотря на относительную стабильность в мире, слишком много факторов свидетельствуют о том, что передышка может быть недолгой.
С одной стороны, ситуация в Азиатском регионе внушает оптимизм. Помимо позитивных новостей из Китая наступило существенное улучшение в других странах региона. Вторая по значимости азиатская экономика (Южная Корея) начинает набирать обороты (растут розничные продажи, активизировался спрос на недвижимость), и даже наиболее пострадавшие страны, такие как Сингапур или Тайвань, демонстрируют перелом негативной тенденции. Означает ли подобная динамика скорое восстановление и российской экономики? Скорее нет, чем да.
Проблемы нашей экономики оказались слишком глубокими, а действия правительства не всегда были адекватными. Для России основным фактором для роста остается спрос на наш экспорт. При этом основную долю сырья мы продаем англосаксонским странам, и для нас более важно, как обстоят дела там. Между тем ситуация в США и Европе не вызывает оптимизма.
Серьезного оживления пока не наблюдается, и более того, вероятность очередного провала очень высока. Особенно тревожит обстановка в европейской экономике. Уровень безработицы в Европе продолжает расти, потребительский спрос падает с катастрофической скоростью. Статистика свидетельствует, что спад в крупнейших странах Европы затянется как минимум до конца следующего года. В этом случае рассчитывать на увеличение спроса на энергоносители явно не приходится. К примеру, экспорт нефти в Германию, по итогам июня, рухнул почти на 20% в годовом показателе. Такого не было лет тридцать. Обстановка действительно очень сложная.
Необычайно высокие запасы природного газа в США уже привели к тому, что американские компании стали экспортировать этот товар в небывалых объемах (речь идет о сжиженном газе). Фактически сейчас на европейском (и не только) рынке газа осуществляется демпинговая торговля. Иными словами, избыточное предложение газа оказывает серьезное давление на стоимость этого сырья. Учитывая, что российский газовый монополист приносил львиную долю налогов в государственную казну, ситуация критическая.
Виной тому - своеобразие российской экономики: у нас очень узкая налогооблагаемая база. То есть основные доходы идут от экспортеров, чья прибыль резко сократилась. В плачевном состоянии и реальный сектор экономики. Там тоже падают доходы и меньше налоговых поступлений.
Результатом стало то, что правительство уже несколько раз переносило рассмотрение бюджета на 2010 год, и основная причина этого - где взять деньги? При этом, по оценкам специалистов, средств нашего Стабилизационного фонда хватит ненадолго.