Основные проблемные точки рыбпрома - это снизившаяся по сравнению с советскими временами почти в четыре раза - с 11 до 3 млн. т в год добыча, стареющий флот и запредельный уровень браконьерства. Для сравнения: в СССР население в среднем съедало 20 кг рыбы в год на человека, а сейчас в зависимости от региона потребление упало до 3-12 кг.
Поэтому и потребовалась реформа. Что удалось сделать? Во-первых, власти покончили с порочной практикой, когда половина рыбы, выловленной в российских водах, оседала в иностранных портах. Во-вторых, резко снизили «номенклатуру биоресурсов», на вылов которых нужно получать квоты у государства. Иными словами, большинство видов рыб можно добывать, не спрашивая у властей, где и сколько разрешено ловить. В‑третьих, стартовала госпрограмма строительства нового рыболовецкого флота.
Однако морской промысел пока продолжает сокращаться. По данным Росрыболовства, в прошлом году общий улов в России составил 3,232 тыс. т - это на 90 тыс. т меньше, чем в 2007 году. Плохо и то, что наиболее ценные виды морских биоресурсов, такие как крабы и осетровые, добываются в предельно допустимых объемах или даже с перебором. А вот те 25% видов рыбы, которые считаются не особо ценными, практически не ловят.
Справедливости ради стоит отметить, что рыбные проблемы наблюдаются не только у одной нашей страны. Мировой улов последние 15 лет тоже топчется на месте. Согласно отчету Всемирного банка о состоянии морского промысла в мире, эта отрасль дает гораздо меньше, чем могла бы. Потери мирового рыболовства из-за нерационального ведения дел достигают 50 млрд. долл. в год - это половина мирового рыбного рынка. А за последние 30 лет потери превысили 2 трлн. долларов. Отметим, что рыболовный промысел «кормит» более 200 млн. человек. Один рыбак в море обеспечивает работой трех человек на берегу.